[<10>] ====== Толкования на Пс. 128:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше** См. Толкование на [[old:ps:128:05#svt_ioann_zlatoust|Пс. 128:5]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Да будут, яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: Еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй** В некоторых списках читается: не прежде, нежели засохнет, но прежде восторжения, что и видим всегда при жатвах. Ибо никто не станет жать колоса, в котором есть влажность, но ожидает, чтобы он созрел и высох, и тогда налагает серп. А трава, растущая на крышах, прежде нежели принесет плод, засыхает от приражения солнца. Пророк умоляет, чтобы предприятия врагов уподобились сей траве, и подобно ей имели преждевременный конец. ===== Евфимий Зигабен ===== **да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше** **Да будут, яко трава на здех** (крышах) Если бы, прибавляет, ненавидящие Церковь Христову были, не просто как трава, но как зелень растущая на крышах; так как трава на домах удобнее и увядает и скорее засыхает, и истлевает, как не имеющая глубокого корня в земле. Итак, если бы враги Церкви, говорит, были удобосокрушимы, скорогибнущи и бесплодны, как упомянутая трава! Далее Давид, продолжая то же уподобление, описывает и все прочие свойства травы, растущей на домах. **Яже, прежде восторжения изсше** Трава, говорит, на зданиях, не продлившись до времени плода своего, засыхает, как не имеющая глубины и влаги, тогда как прочие земные травы засыхают уже по принесении плода и тогда пожинаются или скашиваются земледельцами, как имеющие глубокий корень, пущенный в землю, и следовательно, пьющие из нее влагу или мокроту. ===== Прот. Сергий Терновский ===== Ст. 6-7 **да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй** Не заносись умом, не желай многого; исполняй только по совести твои обязанности к Богу и людям и пойдешь прямым путем спасения. К тем, которые ищут необыкновенного пути спасения - в обществе мыслят о пустыни, в службе питают мысли свои монастырским уединением, не довольствуясь руководством церкви, избирают себе особенный, еще не открыто проложенный путь спасения, - можно приложить уподобление св. пророка: //яко трава на здех, яже прежде восторженна изсше, ею же не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй//. Посмотри, как выразительно сие уподобление! Трава на кровле - выше той, которая на земле: так мечтательные люди придумывают себе высший путь спасения, не довольствуясь тем, который Промысл указывает им в их звании; кажется, трава, растущая на кровле, ближе к небу и скорее принимает и орошение дождя, и теплоту солнца; так и они думают, что они ближе других к солнцу благодати и к его духовному посещению; трава, которая на земле, питает животных, а иногда служит и питанием человеку, а которая на кровле, никого не питает, никто не топчет ее. Так эти люди, они не испытали урока смирения и не познали пути любви, который питает и животворит человека; скоро вянет трава, выросшая на кровле, и производит нечистоту для того здания, на котором растет она, а когда соберут ее, то ее удел - огонь. Так скоро падают те люди, которые высоко занеслись в деле спасения, - производят как бы некоторую нечистоту в Церкви и ежели не исправятся, то подвергнутся приговору: //извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают и во огнь влагают, и сгарает// [[new:in:15:06|(Ин. 15:6)]]. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй** Писатель молит Бога, чтобы Он обратил врагов в засохшую траву на кровлях. На плоских крышах еврейских домов, как и теперь у жителей Востока, часто насыпался небольшой, тонкий слой земли, на котором появлялась трава, быстро выраставшая и быстро высыхавшая, которую, поэтому нельзя было жать. Пусть, как эта трава, будут обессилены враги евреев, пусть они обратятся в порошок и будут развеяны ветром. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–8 **Да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходящии: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне** Желая выставить на вид еще большее унижение, какому должны подвергнуться враги Церкви Божией, пророк уподобляет их траве, и притом не обыкновенной траве, растущей на кровлях зданий (**на здех**), ни на какое употребление не нужной и высыхающей прежде, чем бывает исторгнута из корня; а потому ею, как бесполезной и ни на что не нужной, «жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы – горсти своей» (по переводу с еврейского). «Желая, – говорит св. Иоанн Златоуст, – сильнее выразить ничтожность противников, пророк сравнивает их с травою на кровлях, и таким образом показывает их непрочность с двух сторон: и свойством травы, и свойством места. Таковы, говорит пророк, замыслы врагов, они не имеют ни корня, ни основания, но на короткое время кажутся цветущими, и потом обличаются и падают сами собою» [5, с. 405]. Почти то же высказывает и блж. Феодорит: «Трава, растущая на крышах, прежде нежели принесет плод, засыхает от приражения солнца. Пророк умоляет, чтобы предприятия врагов уподобились сей траве, и подобно ей имели преждевременный конец и были также отвергнуты, как отвергается негодная трава жнецами и вяжущими снопы» [6, с. 625]. Преждевременно выжженную солнцем кровельную траву никто не жал и никто «не наполнял ею руки своей», как это обыкновенно бывает при собрании всякой другой травы, а потому и мимо проходящим не было надобности высказывать такие приветствия и такие благословения, какие обычно высказывались при уборке жатвы и полевых трав. Был древний обычай, по которому проходящие полем высказывали свои благожелания и благословения жнущим и работающим на полях. Так Вооз Вифлеемлянин, пришед на поле, сказал жнецам: «//Господь с вами!//» А они ему ответили: «//Да благословит тя Господь!//» [[old:ruf:02:04|(Руф. 2:4)]]. Вот о сем приветствии и благословении и говорит здесь пророк, – что никто не будет так приветствовать врагов наших и никто не будет отвечать им призванием на них благословения Господня, т.е. они будут отвергнуты и Богом, и людьми. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]