[<10>] ====== Толкования на Пс. 130:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Видишь, – как я сказал в начале, – что верою и учением должно постоянно хва­литься и без причины, и не хвалящийся этим погибнет; а что касается дел жизни, то не должно отказываться – хвалиться ими по требованию обстоятельств. Какие это обстоятельства? Мно­гие и различные, из которых одно например состоит в том, чтобы научить слушателя. Так и пророк, зная это и же­лая показать, что он говорит о своих добрых качествах для того, чтобы расположить слушателя к соревнованию, при­бавляет: **«да уповает Израиль на Господа от ныне и до века!»** Хотя бы, говорит, тебя постигли несчастья, скорби, войны, плен, и какое бы то ни было из неожиданных бедствий, ты держись надежды на Бога, упования на Него, и непременно получишь добрый конец; Бог избавлением от бедствий воздаст тебе за эту благую надежду. **//Беседы на псалмы. На псалом 130.//** ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Но он просит этот живой хлеб с небес не только для себя, он призывает к таковой надежде всё человечество, говоря: **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века**. Он не ставит временного предела нашей надежде: ожидание нашей веры он предлагает продлить до бесконечности. Мы – к упованию от века и до века, завоевывая упование будущей жизни [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]], через упование жизни нынешней, которую мы имеем во Христе Иисусе Господе нашем, благословенном от века и до века. Аминь. //**Беседа на псалом 130.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Никто не колеблись в надежде: надейся до конца. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Пророческое слово показывает, для чего сделано упоминание о добрых делах. Ибо, не себя величая, изображает свою добродетель, но чтобы других побудить к ревности. Посему убеждают весь Израиль прибегнуть к тому же упованию, всегда иметь оное, и собирать приносимые оным плоды. //**Толкование на сто пятьдесят псалмов.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Да уповает Израиль на Господа от ныне и до века** Пусть, заключает, уповает израильский народ на Господа отныне и на будущее время, подражая мне, надеющемуся на Господа и в бедствии и в спокойствии и во всякое время. При сем должно сказать, что этот псалом приличен новому Израилю, т. е. христианскому народу. Впрочем Давид, быть может, написал его и предыдущий псалом от лица благочестивейших из евреев, возвратившихся из рабства, в котором псалме народ сей излагает, какие молитвы он приносил, когда находился в искушениях, и какое имел смирение по освобождении своем от искушений, чтобы примером своим научить и нас христиан, как молиться во время искушений, и как смиряться нам, освободившимся от мысленного рабства страстям и бесам. Ориген: В предыдущей песни сказано: //от стражи утренней до ночи да уповает Израиль на Господа//; а здесь — и то: доколе. Ибо **отныне**, говорит, **и до века**. Ибо после того уже можно получить те блага, которых надеемся. Феодорит: Сими словами пророк показал, для чего он изъяснил свои подвиги. Ибо не для того изображают свои добродетели, чтобы похвалить себя, но для того, чтобы других возбудить к подобной ревности. Потому то умоляет всех Израильтян всегда иметь сию надежду и непрерывно питаться ею и собирать происходящие из нее плоды. //**Толковая Псалтирь.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Cт. 3 мог быть позднейшею прибавкою; но индивидуальную первоначальную песнь народ мог (в плену, или в тяжелое послепленное время) усвоить себе, выражая в ней чувства своей привязанности к Господу, и в стихе 3-м ободрял самого себя надеждою на Господа, а не на свою силу. Может быть, и Давид написал этот псалом после какого-либо неудачного национального предприятия; в таком случае он мог свидетельствовать, что не высокомерие его было причиной неудачи, и что он спокоен и предан Господу, несмотря на неудачу; пусть же только и народ не теряет мужества. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** Вероятно, представляет литургическую прибавку позднейшего времени. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Да уповает Израиль на Господа отныне и до века** По сему заключению псалма так же, как и по всему содержанию, можно догадываться о том намерении пророка, с которым он его составил. По всему видно, как этот кроткий и смиренный муж не себя хотел возвысить и похвалить, но в своем личном примере показать израильскому народу, как мало он должен надеяться на себя и на свои силы и как много **уповать на Господа**. Указывая на себя, как на пример для подражания в смиренномудрии и уповании на Бога, он как бы так говорит, вот если я, будучи царем и пророком, не смею превозноситься ни силою, ни богатством, ни мудростию, но всю надежду мою возлагаю на Бога, то как я желал бы, чтобы Израиль, народ Божий, **уповал на Господа** Бога своего, и не теперь только, но навсегда, **отныне и вовек**! //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]