[<10>] ====== Толкования на Пс. 131:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **воскресени, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея** **Воскресни Господи в покой Твой**. Просит ускорить вознесение Его на небеса. **Ты и кивот святыни Твоея**. **Кивотом святыни** называет плоть Его святую. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **воскресени, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея** Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //«силы твоей»// (ισχύος). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«дер­жавы твоей»// (κράτους). И то и другое справедливо, потому что оттуда была подаваема святость, и хранившиеся там письмена достав­ляли и святость и силу. Хорошо так сказал он. Действительно, чрез ковчег Бог явил силу не раз, не два, а многократно, как например, когда он взят был азотянами, когда ниспроверг идолов, когда поразил прикоснувшихся к нему, когда остановил язву, по возвращении своем, и другими делами, совершенными там, Бог являл силу Свою. Что же значит: **«встань, Господи, на место покоя Твоего»**? Утверди на месте, говорит, нас странствующих и ковчег носимый, и хотя когда-нибудь, наконец, успокой его. **//Беседы на псалмы. На псалом 131.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **воскресени, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея** **Воскресни Господи в покой Твой** Воскресением Бога называют служение, совершаемое по закону, не потому что Бог имеет в нем нужду, но потому что возлюбленно Ему благочестие совершающих, и умоляют, чтобы благодать Его снова явилась, и храму дана была прежняя слава. **Ты и кивот святыни Твоея** Поелику во святая святых стоял кивот, заключающий в себе скрижали закона, и на нем было очистилище, посредством котораго Архиерею бывали некоторыя указания Божия явления; то Пророк кстати упомянул о кивоте; потому что //«Бог, сотворивый»// небо и землю, по словам блаженнаго Павла, //«не в рукотворенных храмех живет»// [[new:act:17:24|(Деян.17:24)]]. Так молился и премудрый Соломон: //«аще небо и небо небесе не довлеют Ти»// [[old:2par:06:18|(2Пар.6:18)]]. Сие изрек и сам Бог всяческих: //«небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего»// [[old:is:66:01|(Ис.66:1)]]? ===== Евфимий Зигабен ===== **Воскресни** (встань),** Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни твоея** Встань, говорит, Господи, и помоги построению храма, в котором Ты покоишься. Встань, говорит, Ты, Господи, и вместе кивот святыни Твоей, как потому что и он имеет силу, поколику многократно совершал посредством обитавшей в нем божественной благодати Твоей многие чудеса, так и потому, что домом кивота был Иерусалимский храм. Он назывался кивотом святыни, как полный святости, которою освящал и других; так как и то, что находилось в кивоте, было свято, каковы: стамна (сосуд), содержавшая манну и жезл Аарона, и скрижали (доски) завета, а особенно исключительно святыми были скрижали, т. е. десятословие, как освящавшие употреблявших и исполнявших оное. Или святынею называет храм, как посвященный и принесенный в дар Богу и как содержавший святое святых, в котором находился кивот. Его то и в [[old:ps:073:07|73]]м псалме наименовал святилищем: сожгли святилище Твое, сказал. //Другой// говорит: //Tе//, которые принимают слова: «воскресни Ты и кивот» в высшем значении, просят Христа о ускорении вознесением своим на небеса. Ибо кивотом святыни изображают святую плоть Его, с которою Он вознесся, изображение которой сделал, по повелению Божию, без coмнения и Моисей, когда устроил кивот из негниющего дерева, а очистилище на нем из чистого золота, указывая посредством очистилища на светлое, проницательное и чистейшее Слово Божие, предложенное Богом в очищение чрез веру, а кивотом – плоть, которую взял на Себя в пришествие свое и устроил нетленною; почему и говорится, что он был сделан из негниющих древ. А божественный //Григорий Фессалонитский//, изъясняя сии слова в беседе на Успение Богородицы, говорит, что как восстал Христос, так и воодушевленный кивот Его, т. е. пресвятая Матерь Его восстала из гроба чрез три дня по подобию Сыну своему, и не только восстала, но и вознеслась на небо, и ныне царствует вместе с Сыном своим и Богом, имея нетленную плоть. Сие также свидетельствует и божественный //Косма// в каноне на Успение Богородицы; он так говорит: поелику, пречистая, (и умерши), восстаешь, подобно Сыну своему, для вечной жизни. В том же уверяют и святой //Иoaнн Дамаскин// в одном из трех похвал (слов) своих на Успение, а равно и //Андрей Критский// в похвальных словах на Успение, и //Марк Ефесский// в осмогласных канонах на Успение, и святой //Феодор Студийский//, а отчасти и //Иосиф Bpиeнний//, что не только Богородица преставилась, но и воскресла и вознеслась, хотя о преставлении возвещается в виде проповеди, а о воскресении и вознесении Ее умалчивается, как о догмате, поелику догматы, по словам //Великого Василия//, умалчиваются, а проповеди открыто произносятся. Слова упомянутых отцов могли бы быть изложены здесь, но за обширностью их оставляются. Смотри о сем и собранный нами Сад благодатный на девятую песнь Богородицы, где изъясняется стих: яко сотвори мне величие Сильный. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **воскресени, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея** Подымись же, Господи (так говорил Давид при поднятии кивота в Кириаф-Иариме), – Ты, восседающий над кивотом, и воссядь навсегда на Сионе, где праведное священство будет служить Тебе и где народ Твой торжественно будет прославлять Тебя. **Кивот святыни** – кивот, где пребывает святость Твоя, где царствуешь Ты, Снятый и освящающий; с евр. «кивот могущества Твоего». **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **воскресени, Господи, в покой твой, ты и кивот святыни твоея** //"Место покоя"// – место постоянного пребывания Господа (сл. [[old:ps:131:14|14 ст.]]). – //"Ковчег могущества"// – Кивот Завета, с которым евреи выходили на сражение и с которого Господь оказывал евреям чудесную помощь. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–10 **Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего** При перенесении ковчега Завета в великолепно устроенный храм, Соломон произносит Господу Богу торжественную молитву, в конце которой просит Его восстать во всем величии славы Своей и войти в этот храм, не для временного пребывания, а для постоянного жительства и упокоения в сем храме, как бы так говоря: востани, Господи, от того места, в котором Ты доселе пребывал, как временный гость, и вниди в собственный дом Твой, чтобы не переходить уже с места на место, как это было доселе. А чтобы показать, что он мыслит о Боге не так, как мыслили о Божестве языческие народы, ограничивая присутствие Божие каким-либо местом, а что Его вездеприсутствие не могут вместить и небеса небес, – он прибавляет: **Ты и кивот святыни Твоея**, и этими словами дает понять, что присутствие Бога и пребывание Его во храме должно понимать не иначе, как в том смысле, что Он, невидимо присутствуя в кивоте, являет здесь силу Свою. Почему в еврейском тексте употреблено вместо «святыни» другое слово: «могущества»: «Стань, Господи, на месте покоя Твоего, – Ты и ковчег могущества Твоего». Как свидетельствует история еврейского народа, кивот Завета был для него не пустое изображение, но Господь Бог самым делом показывал, что Он близок к Церкви Своей и являл ей силу Своего могущества; почему и названо пребывание кивота Завета в храме **покоем**, так как Сам Господь назначил ему быть таковым, как о сем сказано будет дальше. По принесении молитвы о кивоте Господнем, Соломон молится Богу о священниках и о всем верном народе, называя его именем **преподобнии**. **Священницы Твои, говорит, облекутся правдою**, то есть благочестием и святостию жизни, или жизнию, соответствующею их священному званию, а о преподобных говорит, что они возрадуются. Те же самые слова в соответствующем месте 2-й книги Паралипоменон [[old:2par:06:41|(2 Пар. 6:41)]] выражены так: «Священницы Твои, Господи Боже, да облекутся во спасение, и преподобнии Твои возвеселятся во благих». То же самое и Христос Спаситель, взойдя на гору, говорил ученикам Своим и народу: «//Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах//» [[new:mf:05:12|(Мф. 5:12)]]. Тут же Соломон присовокупляет молитву и о себе, называя себя «помазанником», каковым он и был, как помазанный Богом царь израильского народа. **Давида ради, раба Твоего**, – говорит он в своей молитве, – **не отврати лица Твоего от меня**, когда я буду призывать Тебя на помощь. Называя себя помазанником Божиим, тем самым не отвергает он и своей близости к Богу, но в то же время просит о милости ради Давида, ради данного Богом Давиду обещания (о котором будет речь дальше, в ст. [[old:ps:131:11|11-12]]), ради его кротости, его добродетелей, его бедствий и заслуг, – просит так: **не отврати лице помазаннаго Твоего**. Как бы снова повторяя прежде сказанное: //помяни, Господи, Давида и всю кротость его//, – говорит: ради сего Давида не отврати лица Твоего от меня, т.е. не лиши меня благодати и милости Твоей и не презри моления от меня, как человека близкого к Тебе, как **помазанника** (по-гречески, Христа) Твоего. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]