[<10>] ====== Толкования на Пс. 132:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** **Яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.** Говорит: //тамо//; явно же, что у сих братий, живущих //вкупе//. И //заповеда// им не просто жизнь, но жизнь бессмертную. Ибо в Сионе на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятого Духа, от которой все верующие пожинают вечное благословение, потому что у них //бе сердце и душа едина// ([[new:act:04:32|Деян. 4,32]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** **Яко роса аермонская сходящая на горы Сионския**. Ибо словно дождь, проливающийся на гору Ермон, придает ей многое великолепие, так и умопостигаемый дождь, невидимо проливающийся на гору Сионские, собирает отовсюду братьев воедино, давая их душам соразмерную пользу. Ибо о таком Божественном дожде, уподобляющемся энергиям Святого Духа, рассуждает пророк Исаия: //Ибо роса, яже от Тебе, исцеление им есть// [[old:is:26:19|(Ис. 26:19)]]. Итак, **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века**. Что Господь часто провозглашал и Моисей говорит: //Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей// [[old:vtor:07:12|(Втор. 7:12-13)]]. И добавляет, говоря: **живот до века**. Итак, //Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе// — как вам было провозглашено: //один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас// [[new:ef:04:05|(Еф. 4:5-6)]]. //Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе// — не только в телесном жилище, но также и в святом и духовном. Ибо Господь говорит: //дом Мой домом молитвы наречется// [[new:mf:21:13|(Мф. 21:13)]]. Но и мы, просвещаясь Духом, удостаиваемся этого самого мира. Ибо всех нас помазал праведностью Своею Христос, Спаситель наш. **//Беседы на псалмы. Беседа на сто тридцать второй псалом.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** Приводит и другое сравнение, которое заключает в себе великую приятность и до­ставляет зрителю удовольствие. Не напрасно сказал он это. Так как до плена десять колен израильских и два колена жили отдельно, отчего происходили многие беззакония, возмуще­ния, распри и войны между ними, то он убеждает, чтобы этого не было, и советует, чтобы народ более не разделялся, но жил вместе, соединенно, под управлением одного начальника и царя, чтобы любовь проходила от начала до конца, как роса нисходит на все. Он сравнивает любовь с миром и росою, желая показать посредством первого ее благовоние, а посредством второй – успокоение и приятность вида. **«Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века»**. Где **«там»**? В такой жизни, в таком со­гласии, в таком единодушии, в таком сожительстве. Действительно, это – благословение, а противное тому – проклятие. Вот почему некто, прославляя это, говорит: //«единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою»// [[old:prsir:25:02|(Сир.25:2)]]. Другой, прикровенно выражал силу единения, гово­рит: //«если лежат двое, то тепло им..., и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется»// [[old:ekl:04:11|(Еккл.4:11, 12)]]; показывает здесь и удо­вольствие и силу, внушая, что и во время покоя будет великое удовольствие, и во время деятельности великая сила. И еще: //«озлобившийся брат неприступнее крепкого города»// [[old:pr:18:20|(Притч.18:20)]]. И Христос говорит: //«где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»// [[new:mf:18:20|(Мф.18:20)]]. И сама природа требует этого. Потому и в начале Бог, создав человека, сказал: //«не хорошо быть человеку одному»// [[old:gen:02:18|(Быт.2:18)]], и, сотворив живое су­щество, т.е. жену, необходимостью общения соединил ее с му­жем, желая бесчисленными способами сблизить нас между собою. **«И жизнь до века»**. Хорошо пророк прибавил это; где любовь, там великая безопасность, великое благоволение Божие. Она – мать всех благ, она – корень и источник их, она – прекращение войн, истребление распрей. Выражая это, он и присовокупил: **«и жизнь до века»**. Действительно, как несогласие и раздор причиняют смерть и смерть преждевременную, так любовь и согласие производят мир и единодушие, а где мир и единодушие, там все в жизни безопасно и вполне надежно. Но для чего говорить о настоящем? Любовь доставляет нам небо и неизреченные блага; она – царица добродетелей. **//Беседы на псалмы. На псалом 132.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** **Горы Сионские** — это святые, созерцающие возвышенное; на них и сходит роса Ермонская. «Ермон» же пере
водится как «отведение зверей». Говорят, что там берет начало и Иордан. Поэтому **роса Ермонская** обозначает благодать святого крещения. Ведь оно сходит на 
святых, и посредством него совершается отведение ум
ственных зверей. **Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь вовеки** Ибо залог всех благ и безмятежной жизни есть даруемая
 через святое крещение благодать; да причастимся мы ее 
по благодати Господа нашего Иисуса Христа. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** **«Яко роса аермонская сходящая на горы сионския».** Пророк переходит к другому подобию, показывая пользу согласия, и говорит, что уподобляется оно росе, приносимой с Аермона на Сион. Роса же сия такова, что с черепиц сливается каплями. //«Аермон»// есть гора, и гора палестинская, полезная земле израильской. **«Яко тамо заповеда Господь благословение и живот» «до века»**, – не на Аермоне, а на Сионе, на священных Апостолов ниспослана животворящая роса Всесвятаго Духа, от которой все верующие приемлют вечное спасение. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** **Яко роса Аермонская, сходящая на горы Сионския** Аермон есть гора, близкая к гopе Ливанской, по замечанию //Дидима//. И гора Аермон зимою собирает к ceбе много снега, который и хранит; а из сего снега, во время летних жаров поднимаются пары, которые, сгущая воздух на Сионе, производят тогда великую росу. Итак, как роса сия хороша, поелику необходима для земли и вместе приятна, поелику тихим схождением своим доставляет, людям приятность, так хорошо и приятно сожительство и единодушие братьев. А как роса сия получает начало и бытие свое от горы Аермона, то посему Давид и назвал ее росою Аермонскою. Слова //Дидима//: Так как на Аермоне много собирается снега, который здесь назвал росой; а снег сей, собираясь из многих каплей, в одно плотское тело превращается; то прилично уподобляет сему согласие Церкви. //Кирилла//: Снисходит на Церковь утучняющая ее небесная роса, разумеется, мысленная, духовная, //Феодорита//: Столь великая роса бывает от Аермона, что с кирпичных крыш текут капли. А Аермон есть также гора палестинская, принадлежавшая земле Израильской; о чем смотри слова: помяну о тебе от земли Иорданской и Ермонитской [[old:ps:041:06|(Псал. 41,6)]]; также: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются [[old:ps:088:12|(Псал. 88,12).]] Оригена: Горы Сионские суть святые, смотрящие на высоты; и на них то сходить роса. Аермон же значит: отвращение от зверей. Говорят также, что там начало свое получает и Иордан. А это означает благодать святого крещения; так как она всегда сходит на святых и чрез нее производится отвращение от мысленных зверей. **Яко тамо заповеда Господь благословение** Там; где? где, по Златоусту, сожительство братьев, и где единодушие, братолюбие и любовь, которая есть глава добродетелей, там, говорит, Бог послал благословение. А благословение, если оно дается людям от Бога, есть прославление и хвала, если же от людей произносится к людям, есть молитва и прошение к Богу о людях. //Златословесного//: Самое единодушие есть благословение, как противное ему есть проклятие. Посему некто, похваляя его, говорит: прекрасно пред Господом и человеками единомыслие братьев и дружество между ближними, когда жена и муж вместе живут [[old:prsir:25:01|(Сир. 25,1)]]. Это загадочно похваляет и другой: когда два спят, то им тепло [[old:ekl:04:11|(Ек. 4,11)]]; потом и силу любви: тройная веревка не скоро разорвется (там же 12); и брат, получающий помощь от брата, как город укрепленный [[old:pr:18:19|(Прит. 18,19)]]; и Христос: где собраны два или три во имя Мое, там и Я посреди их [[new:mf:18:20|(Матф. 18,20)]]. Ибо где любовь, там великая прочность, великое Божие благоволение;—она мать благ; она корень и источник; она прекращает брани; почему и сказано: жизни до века. **И живот до века** И здесь подразумевается общее выражение: так повелел быть, т. е. там в братолюбии и любви Бог повелел быть жизни долголетней до определенного века, или времени, т. е. во все определенное каждому время жизни. Ибо как брань и возмущение бывает причиною смерти; так напротив мир и любовь доставляют людям, по словам //Златоуста//, жизнь, потому что имеющие между собою мир и любовь, и не убивают друг друга, и от врагов не получают вреда и погибели, как охраняющие друг друга и укрепляющее посредством единодушия, единения и любви. //Феодорита//: Там повелел быть благословению, не на Ермоне, говорит, а на Cионе, на котором ниспослана на святых апостолов и животворящая роса всесвятого Духа, чрез которую все верующие приобретают вечное благословение: потому что у них одно сердце и одна душа; а подаваемая Святым Духом благодать есть залог всех благ и жизни вечной. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** Их дальше можно сравнить с обильною росою, т.е. они освежают и оживляют принимающих в них участие; Сион, куда собираются на праздники, есть место, где Бог подает благословение и жизнь. Роса на востоке составляет почти единственное освежение растениям; поэтому она здесь служит образом оживляющей благодати, получаемой при богослужении. **Роса Аермонская**, как она падает на Ермоне (на Севере), т.е. сильная, обильная роса. На собирающихся на Сионе падает обильная благодатная роса. **Яко тамо** и проч. – основание, почему собрания на Сионе так благодетельны, потому что там обитает Бог, подающий благословение. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **яко роса аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** С горы Ермон очень богатой влагой и сильными росами, последние часто доносились ветрами и до Сиона, освежая и поддерживая на последнем растительность. Как ценно миро на главе Аарона, как благодетельна роса Ермонская, так ценно и благодетельно объединение всех евреев около Иерусалима, нового центра религиозной и административной жизни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века** И здесь великое значение и пользу братской любви и единомыслия для общежития пророк выясняет другим сравнением. Он сравнивает их с росою, приходящей от гор Аэрмонских и **нисходящей на горы Сионския**. Под названием гор Аэрмонских, или точнее – Ермонских, известны две местности гор. Во-первых, гора Большой Ермон в Сирии, южный самый высокий отрог антиливанского хребта гор, и, во-вторых, гора Малый Ермон, гораздо южнее Большого Ермона, в Галилейской области иудейской земли, расположенная несколько южнее и почти параллельно с горою Фавор, вместе с которой и упоминается в псалме 88, стихе [[old:ps:088:13|13]]. В зимнее время те и другие горы наполняются большим количеством снега, который, растаивая во время летних жаров, поднимается в виде испарений и ветром относится к той местности, где находится гора Сион, и в виде изобильной росы сходит на эту гору, доставляя ей таким образом изобильное орошение. Значит, **роса аэрмонская сходящая на горы Сионския**, хороша для последних тем, что полезна и приятна, а потому и необходима для них. Отсюда и выводится сравнительное заключение, что как нет приятнее той росы, которою орошаются две знаменитейшие торы Ермон и Сион, так нет приятнее и вожделеннее братского сочувствия и единодушия: как роса аермонская, сходящая на горы Сионския, делает их плодоносными, так и милость Божия, сходящая на людей, живущих вкупе, т.е. в мире и взаимной любви, соделывает их благополучными. В заключение всего пророк присовокупляет: **яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века**. И этими словами дает ясно понять, что главная цель общежития есть почитание Бога, и всякий братский союз имеет начало и благословение от Бога, как и апостол любви говорит: «//Пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает//» [[new:in:04:16|(1 Ин. 4:16)]]. Господь Бог только **там заповедал Свое благословение**, т.е. там ниспосылает изобилие всех благ, где хранятся взаимное согласие и мир. Эту же мысль другими словами выражает и апостол Павел, говоря: «//Мир имейте, братие, и Бог любве и мира будет с вами//» [[new:2kor:13:11|(2 Кор. 13:11)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]