[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аллилуия** **Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа** И сей псалом сказуется только еще руководствуемым, и повелевает им: **хвалите Господа**; потому что слово //аллилу// толкуется: //хвалите//, а слово //иа// — //Господь//. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего** Опять пророк призывает слушателей к жертвоприно­шению, состоящему в похвалах; это – жертва Богу и приноше­ние. Потому и в другом месте он говорит: //«восхвалю имя Бога моего песнею, возвеличу Его хвалением. И (это) будет угодно Богу более, нежели юный телец, с подрастающими рогами и копытами»// [[old:ps:068:31|(Пс.68:31, 32)]]. Он постоянно упоминает о //«храме»// и //«дворах»//, привязывая их к этому месту и не дозволяя отступать. Для того и в начале Бог повелел воздвигнуть храм, чтобы истребить между ними всякое нечестие и идолослужение, когда они должны были соби­раться все в одно место, а не блуждать везде произвольно и свободно, и в рощах и источниках, на холмах и горах находить поводы к нечестию, принося там жертвы и делая воз­лияния на высотах. Для того и закон осуждал на смерть того, кто приносил жертву вне храма: если //«ко входу скинии собрания не принесет, или если кто заколет вне стана, то человеку тому вменена будет кровь»// [[old:lev:17:04|(Лев.17:4)]]. Поэтому про­рок везде собирает их в это место, чтобы они, слушая, вра­зумлялись и удерживались от заблуждения. Он заповедует петь, воспевать псалмы и хвалить, потому что хвалы Богу были и для них побуждением к благочестию, заключая в себе повествования о древних событиях в Египте, в пустыне, в земле обетованной, при законодательстве, на горе Синае, во время войн; одно и тоже занятие было вместе и прославлением Бога, и вразумлением для поющих, устроявшим их жизнь и руководившим к правому вероучению. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа** К себе относите это, предстоящие во храме: вы – рабы Господа, вы **хвалите имя Господне**. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуиа** Песнь степеней. Это другая хвалебная песнь, и она вознесена Богу получившими освобождение. Слово: //«аллилуия»// было уже нами истолковано. **Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа** Поелику естество Божие невидимо, повелевается же песнословить оное; то справедливо сказал Пророк: //«хвалите имя Господне».// Довольствуйтесь, говорит он, именованием Бога, и не домогайтесь видеть, что не дозволено видеть. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа** Все говорит, рабы Господа, и, как творения Его и как верные и свои Ему, славьте имя Господа: потому что оно освящает и благословляет благословляющих оное. Но о сем мы сказали и в [[old:ps:102:start|102м]] псалме. Слова //Феодорита//: Поелику естество Божие невидимо, а дает повеление хвалить его: то прилично сказал: хвалите имя Господа; будьте довольны, говорит, одним наименованием Бога и не домогайтесь увидать то, чего не позволено видеть. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа** Этот составной псалом (ср. [[old:ps:134:07|ст. 7]] с [[old:ier:10:13|Иер. 10:13]], [[old:ier:51:16|51:16]], [[old:ps:134:14|ст. 14]] с [[old:vtor:32:36|Втор. 32:36]], [[old:ps:134:15|ст. 15-20]] с [[old:ps:113:start|Пс. 113]] и д.) принадлежит к послепленному времени и может быть относим, если [[old:ps:134:14|ст. 14]] понимать в смысле современного угнетения израильтян, ко времени самарянских нападений на Израиля. Он содержит обращения к израильтянам (**раби Господни**) к священникам и левитам (//стоящие во храме//) и к народу (//стоящие во дворех//) прославлять Бога; Он благ и милосерд, как доказал это избранием Израиля. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аллилуиа** Псалом сей, и по содержанию, и по надписанию его, принадлежит к числу так называемых хвалитных псалмов. Надписывается он, как и многие другие псалмы, словом **аллилуиа**, что по переводу с еврейского значит: «хвалите Бога». Этим же словом он и начинается, и чрез весь псалом сей проходит призыв, как служащих в храме священников и левитов, так и всего народа израильского, к достойному прославлению Господа, во храме Его. Последняя часть сего псалма почти та же, что и конец псалма [[old:ps:113:start|113]]. А все то, что говорится в нем о мнимых божествах, а также о власти, силе и величии Бога, заимствовано из [[old:ier:10:start|10]]-й главы книги пророка Иеремии. По всем этим указаниям можно думать, что псалом сей служит выражением благодарности возвратившихся из плена вавилонского иудеев Богу, после окончания постройки Храма и, может быть, даже по случаю освящения его; а потому и происхождение его можно считать не раньше сего времени. Ст. 1–2 **Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего** **Хвалить имя Господне** значит то же, что и благословлять Господа, а благословлять – то же, что и прославлять Его. Как хвалить Господа Бога, так и благословлять, и прославлять Его, мы можем только устною речью, славословием и пением хвалебных песней. И насколько велик и важен вообще долг тварей почитать и любить Бога, Творца своего, настолько же важна обязанность разумных и словесных творений хвалить и благословлять Господа Бога, Творца и Благодетеля своего. И чем больше и чаще напоминают нам о сей обязанности, тем блаженнее и счастливее мы должны себя чувствовать, сознавая, что мы рабы Господни, которые непрестанно должны хвалить и благословлять Господа, и если мы не видим Самого Господа, то дела Его всегда пред нами, и потому имя Господне всегда должно быть у нас на устах. А всего больше и всех чаще должны хвалить и благословлять Господа те рабы Господни, которые предстоят пред Ним **во храме Господни**, т.е. священники и левиты, и те из народа, которые по Закону допускались присутствовать во дворе храма. К ним-то и относятся эти слова, сказанные в предыдущем и повторенные в сем псалме: **Хвалите имя Господне**… **раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего**. Имя дворов упомянуто во множественном числе, потому что было два двора: один – особый, для священников, известный под именем святилища, и другой – общий, для всего народа, которому не дозволено было вступать во внутреннее святилище. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]