[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 3-4 **Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе** **Хвалите Господа, яко благ Господь**; пойте имени Его, яко добро. Побуждает их к псалмопению после того, как предавались в Египте идолослужению. Были же они потомки Иакова, и призваны славословить Бога. **Израиля в достояние себе**, т. е. в достояние по преимуществу; ибо все провидящий ум есть Израиль. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро** Другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //«так как милостив»// (χρησός). Что особенно вожделенно для слушателей, на то он часто и указывает, – на человеколюбие, снисходительность, ми­лость Божию. **«Пойте имени Его, ибо это – благо»**. Этим он выражает, что такое занятие заключает в себе и некоторое удовольствие вместе с пользою. Особенная польза от него – изрекать хвалу Богу, очи­щать душу, возвышать мысли, научаться правым истинам, любомудрствовать о настоящем и будущем. Но вместе с тем оно своими стройными звуками доставляет и великое удоволь­ствие, некоторое утешение и отдохновение, и делает поющего достойным почтения. А что оно действительно делает такими поющих, видно из слов другого переводчика (Акила), который гово­рит: //«потому что благопристойно»// (ευπρεπές), и третьего (неизвестный), который гово­рит: потому что приятно (ηδυ). Оба они говорят правду; кто поет псалом, тот, хотя был бы крайне развратным, стыдясь псалма, обуздывает силу сладострастия, и хотя бы обременен был бесчисленными пороками и одержим унынием, услаждаясь удо­вольствием, облегчает свои мысли, окрыляет ум и возвышает душу. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро** **«Хвалите Господа, яко благ Господь».** Предметом песнопения изберите благость Воспеваемаго. **«Пойте имени Его, яко добро».** И от сего произойдет много для вас пользы. Потом Пророк напоминает об оказанных Им благодеяниях. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро** **Хвалите Господа, яко благ Господь** Славьте, говорит, Господа за человеколюбие Его, за то, что Он весьма благодетелен для всех, а особенно для хвалящих и славящих Его. //Феодорита//: Случаем, говорит, к песнопению сделайте благость Того, Которому воспевается песнь. **Пойте имени Его, яко **(это)** добро** Пойте, продолжает, имени Господа, потому что хорошо и полезно петь Господу песни духовные и псалмы, когда поются с умилением и благоговением, научают поющих и слушающих точности догматов, собирают к Богу, усыпляют страсти, услаждают стройностью душу, и вместе с пользою, по словам //Златоуста//, доставляют и приятность и удовольствие. Как те, которые имеют любовь к кому либо, составляют некоторые похвалы и песни ему, пением и чтением которых, по //Златоусту//, удовлетворяют желанию своему, так и Давид, советуя петь, сим показывает, что должны иметь великую любовь к Богу поющие и слушающее их. Притом сказал: пойте, не естеству Божию, потому что оно непостижимо, но имени Его, составляя хвалы Ему. Другой истолкователь перевел: Пойте имени Его, ибо сие благоприлично, а //другой//: Ибо сие сладостно. И оба они, по словам //Златоуста//, говорят истину. Ибо хотя бы тот, кто поет был без меры сладострастен, стыдясь слов сего псалма, усмирит жестокость сладострастия; хотя бы был обременен бесчисленными бедствиями и одержим печалью, восхищаясь приятностью, облегчит свои мысли, воскрылит свой разум, сделает душу возвышенною. А псалтирь, по словам //Евсевия//, есть человеческое тело, составленное из различных чувств, как бы из различных струн, чрез которое ум человека, бряцая стройно и правильно, совершает то, что относится к добродетельной жизни. Итак, поелику петь, говорит, т. е. славить делами Бога, хорошо, то приносите Ему приличную песнь посредством псалтири и телесных членов. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Хвалите Господа, яко благ Господь: пойте имени его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе** Есть несколько причин, по которым израильский народ, возвратившийся из плена вавилонского, должен был прославлять, или хвалить, Господа. На эти причины и указывает здесь пророк-псалмопевец. Первая причина есть благость, доброта Господа.** Хвалите**, говорит, Господа, **яко Благ**, или, что то же, славьте Господа за Его человеколюбие, за то, что Он весьма благодетелен для всех, а особенно для прославляющих Его. **Пойте имени Его, яко добро**. Это вторая причина для прославления Господа, но при сем возникает вопрос: что, собственно, – «добро»? Самое имя Господне – **добро**, или **петь Его** – добро? Правильный и точный ответ будет такой, что и то и другое «добро»: и **имя** Господне **добро** и** благо**, как благ Сам Господь, так и **петь имени Господню добро**, а по переводу с еврейского, «сладостно». Как же не сладостно петь Господу псалмы и песни духовные, когда они поются с умилением и благоговением, и научают при этом поющих и слушающих точности догматов и, по словам св. Иоанна Златоуста, «собирают к Богу, усыпляют страсти, услаждают стройностию душу и, вместе с пользою, доставляют приятность и удовольствие»? [7, с. 1055]. Третья причина для прославления Бога израильским народом заключается в том, что **(яко) Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе**. Первые две причины могут относиться ко всем вообще народам, а последняя непосредственно касается израильского народа. Из всех народов Господь избрал народ иудейский, происходящий от патриарха Иакова, и его отделил для Себя, чтобы он только Ему одному служил. Следовательно, если Бог, единственно по милости Своей, а не по каким-либо заслугам, **избрал** сынов** Иакова** (он же Израиль) **в достояние Свое**, то самая справедливость требует, чтобы израильтяне больше других народов хвалили Бога. И все, что сказано здесь о народе израильском, должно разуметь о Церкви Божией, в начале состоявшей из избранного народа израильского, а потом сделавшейся достоянием нового Израиля, т.е. истинных и преданных Богу христиан (см. [[new:1tim:03:15|1 Тим. 3:15–16]]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]