[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги** По зиждительной силе познал я, что Он — Господь. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги** Вот и другую представляет причину – воспевать хвалы. Но скажи мне: ты **«познал»**, а другие разве не знают? Знают, но не так, как я. Люди святые и особенно возвысившиеся могут истинно знать величие Его, не все, каково оно есть в самом себе, – это невозможно, – но яснее других. **«И Господь наш превыше всех богов»**. Вот, скажешь, сказав: **«Господь велик»** и **«ибо я познал»**, он потом уменьшает силу своих слов, сравнивает Бога с другими богами и по сравнению отдает Ему преимущество. Нет, он сказал так приспособляясь к немощи слушателей, желая мало-помалу возвысить их до такого разумения. Дей­ствительно, не очень сильное доказательство величия – сказать, что Бог выше и больше других; но, как я выше сказал, он приспособляет свою речь к немощи слушателей, возвышая их мало-помалу. Они тогда любили слышать это и убеждаться в этом. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги** Из самых дел, говорит Пророк, узнали мы силу Бога нашего, дознали, что никак не могут сравняться с Ним покланяемые другими народами боги; потому что с Сущим и Сущим вечно никто не сравнивает вовсе несуществующаго. Потом могущество Божие доказывает Пророк делом творения. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги** **Яко аз познах, яко велий Господь** Здесь Давид представляет и другую причину, по которой должны хвалить Бога и петь Ему все древние и новые Израильтяне, т. е. христиане: она, говорит, состоит в том, что я больше вас и в точности постигнул, что Господь велик; а это я познал как от просветившей меня Божественной благодати, так и чрез рассматривание посредством разума, дел и чудес Его. //Златословесного//: Скажи же мне: ты узнал, а другие разве не знали? Так, знали, говорит, но не так, как я; ибо точнейшее знание величия Его принадлежит особенно святым и возвысившимся, и то не все, как оно есть, ибо это не возможно, но яснее других. //Феодорита//: Из самых, говорит, дел мы узнали могущество нашего Бога, и что почитаемые у других народов боги никак не могут сравниться с Ним; ибо никто не сравнивает несуществующее с существующим и присносущим. **Господь наш над всеми боги** Господь, почитаемый за Бога нами, есть сущий (действительный), а боги, так называемые у Еллинов, вовсе не существенны; и Господь наш есть истинный Господь, а боги Еллинов не истинны. Далее речение: над, Здесь по-видимому употреблено Давидом сравнительно, но это по предусмотрению, т. е. как замечает //Златоуст//, относительно к грубости и низости познания Иудейского народа, а в других местах называет Его Господом и Богом богов: Бог богов Господь говорил [[old:ps:049:01|(Псал. 49,1)]]; и в этом же псалме постепенно возвышая слушателей к истинному познанию Бога, представляет Его делателем и самопроизводителем чудес и впереди поносит богов языческих. И в [[old:ps:096:09|96]]м псалме сказано также: весьма превознесся Ты над всеми богами, где и смотри и изъяснение сих слов. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги** Он выше всех богов, Он всемогущ, Творец мира и Повелитель природы. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–7 **Яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги: вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих** По мнению некоторых толковников, в изречениях 5-го стиха указывается еще причина (четвертая), по которой Господь Бог должен быть хвалим и прославляем. Увещаваю и приглашаю всех, как бы так говорит пророк, славить Господа, потому что я познал (**яко аз познах**), как велик Господь Бог наш; я знаю, что, по Его всемогущей силе и неизмеримому величию, Он имеет несравнимое превосходство пред всеми другими богами. Откуда же это познал пророк? Из особого откровения Божественного? Но он не говорит о том. Без сомнения, он просвещен был тем «//Светом, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир//» [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]], и теми путями и способами, какими просвещаются и все другие, чтущие Бога, и истинные ревнители славы Божией (см. [[new:rim:01:19|Рим. 1:19–21]]). Затем пророк перечисляет те великие действия всемогущей силы Божией, которую явил Он при сотворении мира. «Господь, – по переводу с еврейского, – творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах. Возводит облака от края земли, творит молнии среди дождя, изводит ветр из хранилищ Своих». Величие Свое Господь проявил в великих делах творения мира. Когда Ему угодно было, когда восхотел, тогда и сотворил все, и на небе, и на земле. В стихе 6 повторяется то, что буквально сказано в [[old:ps:113:11|Пс.113:11]], то есть, что Бог – Творец неба и земли, и сотворил все то, что Ему было угодно. А боги язычников ничего не делают и не могут ничего сделать, как бездушные истуканы. Господь сотворил все, что есть **в морях и во всех безднах**. Под именем **морей**, конечно, разумеет «//собрания вод//», которые Самим Творцом названы «//морями//» [[old:gen:01:10|(Быт.1:10)]]; а безднами называет неизмеримые глубины морские и такие подземельные и неисследованные места, которые неизвестны человеку, но, тем не менее, они содержат в себе животных, растения, одушевленные и бездушные вещи, какие угодно было Богу сотворить и поместить в них. Далее приводит несколько примеров чудных дел Божиих из тех, которые в глазах наших часто совершаются, хотя нам и неизвестны иногда причины их. Таково, во-первых, «//возведение облаков от последних земли//», как говорит о сем и пророк Иеремия [[old:ier:10:13|(Иер.10:13]]), когда нам представляется, что откуда-то, из самых отдаленных мест, поднимаются облака и так называемые дождевые тучи, которые легко носятся по воздушным пространствам, несмотря на громадную тяжесть содержащейся в них водной массы, и эти облака иногда разрешаются над нами дождем, иногда проносятся мимо, по мановению десницы Божией; в то же время, вместе с дождем, изливаемым на землю, сверкают огненосные молнии, от которых нередко происходят пожарные бедствия; и, что особенно замечательно, при одновременном действии молний и дождей, те и другие не противодействуют друг другу, так что ни молния, несмотря на свое огненное и пламеноносное свойство, не истребляет и не иссушает дождевой воды, ни, наоборот, дождевая вода быстрым своим устремлением не погашает молнии. **Молнии в дождь сотвори** – это значит, что **велий Господ**ь соединил несоединимое, по природе противоположное, молнии с дождем, огонь с водою, и что, по замечанию блж. Феодорита, «молниеносный огонь, пробегая по водам, и вод не согревает, и сам не угасает» [6, с. 637]. Наконец, та же Божественная всемогущая сила **изводит ветры от сокровищ Своих**, т.е. из сокровеннейшей Божией силы, из неисчерпаемых источников премудрости Своей. «Словами: **от сокровищ Своих**, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк выражает не то, будто есть сокровищницы ветров, но то, как легко Бог управляет ими»; а блж. Феодорит замечает: «едва даст свое мановение Бог, повсюду являются ветры» [6, с. 637]. И св. Афанасий говорит: «Словом **сокровища** пророк изобразил непостижимость для людей природы ветров» [3, с. 404]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]