[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 6-7 **вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ своих** **В морях, и во всех безднах. Возводя облаки от последних, земли.** Говорит это потому, что землю отвне объемлют моря, из которых возводит облака. **Молнии в дождь сотвори.** И это есть знамение боголепной силы — смешивать вместе огнистые молнии и воду. **Изводяй ветры от сокровищ своих.** Словом //«сокровища»// изобразил непостижимость для людей природы ветров. Подобно же это сказанному Господом: //дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет// ([[new:in:03:08|Ин. 3,8]]). **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах** Что Бог несравненно превосходит всех, это Он показывает, приводя величайшее доказательство Его могущества и тем объясняя, что прежнее сказано им по не­мощи слушателей. Когда он только указывает на этот предмет, то говорит о неважном; а когда подтверждает, объясняет и доказывает Его величие, то представляет великие дела Его. Какие же он потом представляет дела, достойные Бога и свойствен­ные Ему одному? Посмотри: **«все**, продолжает он,** что восхотел Господь, сотворил на небе и на земле, в морях и во всех безднах»**. Видишь ли всесильное могущество? Видишь ли источник жизни? Видишь ли непреодолимую силу? Видишь ли несравненное превосходство? Видишь ли власть, не встречающую никаких препятствий? Видишь ли, как для Него все легко и удобно? **«Все**, говорит,** что восхотел Господь, сотворил»**. Скажи мне: где? **«На небе и на земле»**; не только здесь, но и на небе; не только на небе, но и на земле; и не только на земле, но и **«в морях и во всех безднах»**. **«Бездною»** он называет преисподние места земли, равно как словом: **«на небе»** выражает и места выше небес. Несмотря на обширность их, воля Его нигде не встре­чает препятствий, но проникает все, и, что подлинно удиви­тельно, Создавший это создал не с трудом, не с усилием, не повелением, но хотением; Он только захотел, и дело со­вершилось. Видишь, как Он показал и легкость творения, и множество созданий, и власть неограниченную? Затем, не говоря о самом небе и море, излагает то, что находится в них, и притом не все, находящееся в них, но, оставив находящееся на небе, хотя оно особенно дивно, говорит о том, что близ неба. Почему? Потому, что те предметы, хотя и велики, но мно­гим неизвестны, а эти, хотя и меньше, но открыты и очевидны для всех. Так как он говорил людям, которые не столько верою руководились к разумению предметов невидимых, сколько занимались предметами видимыми, то отсюда он и на­чинает учение, делая сам то же, что внушал делать дру­гим. Что же именно? Воспевать Бога за дела Его, возносить Ему хвалы, изучая каждое дело Его и за каждое славословя Его. Увещевая хвалить Бога, он часто говорил: //«хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни»// [[old:ps:134:01|(Пс.134:1)]]; а теперь показывает и то, как должно хвалить, именно: исследуя состав творений, удив­ляясь и изумляясь премудрости, промыслу, могуществу, попече­нию Его. Отсюда мы научаемся, что существует не одно наше море, но что много морей, различных и беспредельных, по­тому что он говорит: **«в морях и во всех безднах»**. Так моря Каспийское, Индийское, Чермное – почти отделены от этого моря, а вне – Океан, окружающий землю. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах** Приведенное в бытие соразмерно не силе, но воле; потому что мог создать во много крат большее число и гораздо больших тварей, но восхотел сотворить именно столько и таких тварей. Впрочем Ему принадлежат все твари, небо и все небесное, земля и все земное, море и все, чтó в нем. //«Безднами»// же называет Пророк безпредельное множество вод. Слово: //«моря»// употребил во множественном числе, потому что одно море делится на многия. Так есть Атлантический залив, океан, моря: Тирренское; Иопийское, Эгейское, Аравийское, Индийское, понт Евксинский, Пропонтида, Геллеспонт и другия моря многочисленнейшия сказанных. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли** То же самое сказал в [[old:ps:113:11|113]]м псалме: Бог наш на небе и на земле, все, что восхотел, Он сотворил. //Феодорита//: С сим согласно следующее: В величии и красоте тварей, по умозаключению, можно видеть виновника бытия их [[old:pr:13:05|(Прит. 13, 5)]]. Также Апостольские слова: Ибо невидимое Его от самого сотворения Мира делается видимым чрез рассматривание тварей. И Давид теперь из творения показывает могущество Божие, и говорит, что произведения их соразмерны не силе, но хотению Его: потому что Он мог создать многократно столько же тварей и гораздо огромнее, но Ему угодно было создать столько и таких свойств. //Златословесного//: И, что особенно удивительно, Он сотворил без труда и напряжения, не по повелению, но одним хотением: стоило только восхотеть, и вдруг последовало самое дело. И как у нас xoтениe не производить утомления, так и у Него произведение столь многих и столь великих сил. Сие и пророк показал, говоря: все что восхотел, сотворил на небе и на земле. Видишь ли, что не только к созданию земных, но и к творению небесных сил достаточно было одно xoтениe Его? Примечаешь ли, как вместе с тем представил и легкость и изобилие творений и беспрепятственную власть? //Оригена//: Все творения Господни на небе и на земле, в морях и в безднах, как произшедшие по воле Божией, хороши. А хотя и сделался кто либо на небе злым, как то духи злобные, или на земле, каковы грешные люди, или в морях, как злоба дракона, или в безднах, как лукавство тех, которым поведено туда идти; но зло сие не Бог сотворил по своему хотению: ибо из уст Всевышнего не может выходить и зло и добро [[old:pier:03:38|(Плач Иep. 3, 38)]]. **В морях и во всех безднах** Давид морями называет различные заливы одного моря: потому что собрания вод (Бог) назвал морями [[old:gen:01:10|(Быт. 1, 10)]]. А безднами называет подземельные, неиспытанные. Внутри, говорит, тех и других Бог сотворил содержащаеся животные, растения, воодушевленные и бездушные вещи, какие Ему угодно было. За сим он прославляет некоторые досточудные дела Божии, оставя большие, чтоб и из низших творений показать величие и достопамятность Творца. //Феодорита//: Безднами называет безмерное множество вод, а назвал моря во множественном числе потому, что одно море разделялось на многие моря, как то на заливы: Атлантический, Тирринский и Ионический, Егейский, Аравийский, Индийский, Евксинский и другие моря (Морские заливы). **//Толковая Библия.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах** См. Толкование на [[old:ps:134:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 134:5]] [<10>]