[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Иже порази первенцы египетския, от человека до скота** Последнюю язву поставил на первом месте; потому что после нее получили свободу. Говорит же и о скотах, потому что для человека сотворены они, и за него наказываются: а поэтому, для увеличения страха дается разумет, что язва послана от Бога. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Иже порази первенцы Египетския от человека до скота** Сказав о явлениях общих и показав промышление Божие о всей вселенной, в молниях, ветрах, воздухе, облаках, дож­дях, и таким образом, обличив пустословие тех, которые гово­рят, будто промышление Его простирается только до луны, он переходит к частному, к тому, что касается в особенности иудеев. Вышесказанным он объяснил, что и земля, и небо, и все видимое удостаивается действий человеколюбия Божия; а чтобы сделать иудеев более признательными, он повествует и о частных событиях, показывая, что Бог вселенной, про­мышляя о всем, оказал им некоторые особенные благодея­ния. Впрочем, и то, что сделано для них, было также для всех вообще. Если Он избрал их между другими, то это самое возбуждало в других соревнование, как и Павел говорит: //«от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность»// [[new:rim:11:11|(Рим. 11:11)]]. Как отец, когда дети оставляют его, берет одного из них и сажает к себе на колени, делая это не для него, но гораздо более для прочих, чтобы они, тронувшись таким предпочтением, прибегли к отцу для получения такой же ласки, так и Бог поступал с иудеями. Взяв их не на колена, а на мышцы и рамена, как говорит пророк [[old:os:11:03|(Ос.11:3]]; [[old:vtor:32:11|Втор.32:11)]], Он даровал им вожделенные блага, храм, жертвы, которых они более всего и с особенным усердием желали, помощь на войне, победы, трофеи, плодородие земли, изобилие плодов, отличая их всем этим, а в других возбуждая ревность. Но так как они могли сделаться дурными, если бы постоянно были в довольстве, то Он обуздывал их и нака­заниями. Подлинно велика премудрость Божия; из самых труд­ных обстоятельств она находит выход. И посмотри на мудрость пророка: от явлений общих он переходит к событиям частным, чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, будто Бог есть Бог только неко­торых людей; сказав о явлениях общих, он потом уже касается этих и говорит: **«Он поразил первенцев Египетских»**. Или вам кажется, что это было сделано для иудеев? Но если я докажу, что это было сделано и для других, тогда что скажут те, которые отвергают всеобщность Промысла Божия? Как же можно доказать это? Весьма достаточно привести следующее изречение Божие, которое ясно выражает это: //«но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле»// [[old:ish:09:16|(Исх.9:16)]]. Видишь ли, как смерть была вестницей, и послан­ное от Бога наказание было проповедью, которая распространя­лась везде и возвещала Божие могущество? Таким образом Бог промышлял о всей вселенной и тогда, когда устроял дела иудеев. И прежде Он являл силу Свою, как например при Иосифе, при Аврааме; но теперь – гораздо яснее. Как? Тогда чрез благодеяния, а теперь чрез наказания. И Он не перестает, как я часто говорил, постоянно и в каждом поколении являть Себя делами и открывать Себя; но только делает это не всегда одинаково, а различно и разнообразно: тогда чрез жену Авраама, которая страдала бесплодием, потом чрез голод и изобилие, а после того чрез многократные казни. Так как египтяне не укоряли Бога в слабости, сами умерщвляли первенцев еврейских и обагряли реку кровью их, то Бог еще в это время прикровенно являл им силу Свою. Египет­ские бабки, которые не слушались жестоких повелений и укло­нялись от исполнения бесчеловечной воли царя, наслаждались великим благоденствием. То и другое было делом Промысла Божия: и то, что женщины оказались мужественнее носивших диадему, и то, что они получили воздаяние в великом умножении рода своего. Слова: //«за сие Бог делал добро повивальным бабкам»// [[old:ish:01:20|(Исх.1:20)]], именно и означают, что родство их умножалось; чем они благодетельствовали иудеям, тем и сами были награждены от Бога; они не умерщвляли детей их, и им Бог давал многочадие. Но так как египтяне оставались бесчувственными, то Он послал им жесточайшую казнь, о которой узнала все­ленная, узнали и египтяне; другие узнали по слуху, а они соб­ственными страданиями, зрением и опытом познали силу Божию. Для того и предсказано было им об этом, чтобы наказание не показалось следствием какого-нибудь случая или естественной смерти. Таким образом, здесь можно повторить то, что в дру­гом месте сказано о Спасителе. Что? //«И господствуй среди врагов Твоих»// [[old:ps:109:02|(Пс.109:2)]]. Не в пустыне и не в другом каком-нибудь месте, но в самом городе Бог поразил их наказанием. Впрочем, и в самом наказании, посмотри, какое было человеколюбие. Он начал со скотов, а потом уже до­шел и до людей. Кто не удивится силе Божией, как Он в одно мгновение времени совершил все, оказав и пощаду и неизреченную мудрость? Он послал эту казнь не первую, желая исправить их посредством других, и, когда послал, то не без предсказания. Для чего? Для того, чтобы вразумить их словами, чтобы им не испытать того на самом деле; а с другой стороны, так как они не исправились, Он не оста­вил казни сомнительною. Чтобы кто-нибудь не подумал, будто она постигла их, как естественная болезнь или зараза, для того, посмотри, сколько соединилось обстоятельств. Во-первых, все поражены в одну ночь; во-вторых, все первенцы. Если бы это была зараза, то она не коснулась бы только всех первен­цев и не пощадила бы следующих за ними, но постигла бы всех без разбора. В-третьих, если бы это была зараза, то она не миновала бы всех иудеев и не коснулась бы одних египтян, но гораздо скорее поразила бы тела первых, ослаб­ленные трудом, страданиями и столь многими бедствиями, и до такой степени истощенные нищетою и голодом, а не царских детей, не тех, которые наслаждались совершенным доволь­ством и пользовались всеми удобствами жизни. Если бы это была зараза, то она не пришла бы вдруг, но наперед обнару­жились бы все признаки ее наступления; между тем произошло все вдруг, чтобы обличилось жестокосердие египтян. После такой казни и после того, как ясно увидели, что казнь ниспо­слана Богом, они преследовали вышедших иудеев, – что и служит знаком крайнего их ожесточения и величайшим оправданием действий Божиих. Так как знамения должны были кончиться, то Он окончил их таким знамением, которое оправдывало Его и за прежние пред людьми, хотевшими быть внимательными. Чтобы кто-нибудь не сказал: почему все подвергаются наказанию, тогда как удерживал иудеев и гре­шил царь? Он последней казнью разрешил это недоумение. Как этою последнею? Так, когда поражены были первенцы их, то они и против воли царя изгнали иудеев. Следова­тельно, если бы они и сначала хотели, то могли бы преодолеть его, прежде же они не преодолевали царя не потому, что не могли, а потому, что не хотели. И последовавшее затем пре­следование увеличивает вину их. То же случилось и при Сауле; когда нужно было спасти сына его, то все вместе, угождая царю, спасли виновного [[old:1ts:14:45|(1Цар.14:45)]]; а когда он захотел умертвить столько священников, то и голоса не подали и не защищали [[old:1ts:22:17|(1Цар.22:17–18)]]. Если там содействовала им природа, то и здесь – справедливость; здесь были священники, убиение было беззаконное и гнев не­рассудительный. Но причина заключалась в нерадении и в пренебрежении к священникам. За то, посмотри, какие постигли их бедствия; не малому подверглись они наказанию за такое пренебрежение. Поэтому, когда делается что-нибудь беззаконное, то пусть никто не остается беспечным, но каждый пусть будет пламеннее огня, пусть огорчается не менее самих обижаемых, и таким образом будет остановлено много зол. **«От человека до скота»**. Почему же и скот? Потому, что он сотворен для лю­дей; за людей Бог и наказывает его, чтобы усилить страх, чтобы увеличить бедствие, чтобы показать, что казнь послана Богом и поражение пришло с неба. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Иже порази первенцы египетския, от человека до скота** См. Толкование на [[old:ish:12:29#prp_nikodim_svjatogorec|Исх. 12:29]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Иже порази первенцы египетския, от человека до скота** Последнюю казнь Пророк поставил на первом месте, потому что после нея Иудеи получили свободу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Иже порази первенцы египетския, от человека до скота** Мы сказали о сем поражении первенцев египетских в [[old:ps:077:start|77]]-м псалме, где и ищи изъяснения слов: проложил стезю гневу Своему и не пощадил от смерти душ их ([[old:ps:077:50|ст. 50]]). А сказав: даже до скота, сим выражает чрезвычайное наказание египтян. //Златословесного//: Что земля, небо и все видимое пользуется Его человеколюбием, это показал и пророк означенными словами. А чтобы сделать Иудеев более благодарными, излагает и частности, сказывая, что Бог промышляя о всех вообще, оказал им и особые некоторые благодеяния. //Феодорита//: О последней язве упомянул во первых, потому что за нею последовало уже освобождение их. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Иже порази первенцы Египетския от человека до скота** Второе основание, почему Израиль должен прославлять Бога, заключается в великих делах, которые Он совершил в пользу народа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–12 **Иже порази первенцы египетския от человека до скота: посла знамения и чудеса посреде тебе, Египте, на фараона и на вся рабы его. Иже порази языки многи и изби цари крепки: Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска: и даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим** Здесь псалмопевец, для той же цели, т.е. чтобы продолжить речь о величии Бога, Творца и Промыслителя вселенной, и еще более возбудить народ к достойному прославлению Его, переводит мысли и чувства сего народа от явлений мира физического к событиям исторической жизни народов, имевших соприкосновение с народом израильским, составлявшим достояние Самого Бога [[old:ps:134:04|(ст. 4)]] и прежде всего указывает **на поражение первенцев египетских**. Из священной истории ([[old:ish:03:start|Исх. 3–5]] и след.) известно, что Господь Бог, для того, чтобы освободить израильский народ от рабства египетского, поражал казнями Египет, посылая на царя их и на всех рабов его одну за другою, в течение целого года, десять казней, каковые пророк и называет здесь [[old:ps:134:09|(ст. 9)]] **знамениями и чудесами, посланными на фараона и на всех рабов его**, то есть его подданных, причем словами: **посреде тебе, Египте**, – показывает, что казни эти простирались не на одну часть Египта, а на всю страну, по всему Египту, не касаясь, однако, жилищ израильского народа. Но когда сердце фараона настолько ожесточилось, что он, вместо того, чтобы исполнить данное обещание отпустить народ израильский в пустыню, после девятой казни, не только не исполнил своего обещания, но и пригрозил смертию Моисею, человеку Божию, тогда Господь Бог, чрез ангела Своего, **поразил** смертию всех **первенцев египетских, от человека до скота**. Затем, когда евреи, чудесным образом освобожденные от рабства египетского, должны были вступить в обетованную им Ханаанскую землю, и жители этой земли, под предводительством своих царей, не хотели допустить их до своих владений, тогда Господь «поразил народы многие и истребил царей сильных: Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Вассанского, и все царства Ханаанские; и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему» (по переводу с еврейского). Двукратным повторением слова **достояние** псалмопевец как бы усиливает значение сего слова; а из выражений всего стиха так и чувствуется, что Господь Бог дарит (**даде**), хотя далеко незаслуженно, всю землю народов и царей Хананейских, **вся царствия Ханаанска** – в полную собственность (**достояние**) **Израилю людем Своим**, ради, конечно, отцов их, Авраама, Исаака и Иакова. «И это величайшее чудо, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что не только могли изгнать, но овладеть землею и разделить города, что и доставило им величайшее удовольствие, украшение, славу» [7, с. 1060]. А по словам блж. Феодорита, «Бог Израилев дал им, как иное отеческое наследство, ту землю, которая издревле занята была сими нечестивыми царями» [7, с. 1060]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]