[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род** Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«воспомина­ние о тебе»// (ανάμνησίς). Здесь пророк прерывает связь речи славосло­вием, как обыкновенно делают святые. Когда они, начав говорить о чудесах Божиих, воспламеняются, то не прежде оканчивают речь, как воздадут славу Богу, произнесут сла­вословие, и тем исполнят свое желание. Так и Павел посту­пает везде, особенно в начале посланий; например, он гово­рит церквам галатийским: //«благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего; Ему слава во веки веков. Аминь»// [[new:gal:01:03|(Гал.1:3–5)]]; и в послании к римлянам: //«Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь»// [[new:rim:09:04|(Рим.9:4, 5)]]; и еще в другом месте: //«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь»// [[new:1tim:01:17|(1Тим.1:17)]]. Так и здесь пророк, представляя промышление Божие о всем, казни египетские, различные и раз­нообразные благодеяния, оказанные иудеям в пустыне, и события, совершившиеся в защиту их против врагов, и вос­пламеняясь неизреченным человеколюбием Божиим, произно­сит славословие и говорит: **«Господи! Имя Твое – во век и память о Тебе в род и род»**, т.е. слава Твоя вечна; ничто не вредит ей, ничто не уменьшает ее, но она пребывает всегда, остается не­поколебимою, неизменною, цветущею и полною. Что значит: **«память о Тебе в род и род»**? Память о Тебе, говорит, нескончаема и беспредельна. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Господи, имя твое в век, и память твоя в род и род** Поколения за поколениями преходят, даже народы за народами, как будто их и не бывало, а память о Боге переходит из рода в род, из народа в народ. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи имя Твое в век, и память Твоя вь род и род** Величие совершенных Тобою чудес для всех соделало ведомым имя Твое, и память о Твоих благодеяниях сохранится в будущие роды. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род** За вышеупомянутые, говорит, чудеса, сотворенные Тобою, Господи, имя Твое и воспоминание о Тебе пребудет в век и во все роды у евреев; так как они облагодетельствованы сими чудесами. //Златоуста//: Здесь прерывает связь речи славословием, что обыкновенно делают святые: когда, начав говорить о каком либо из чудес Божиих, они воспламенятся; то не прежде оканчивают речь свою, как прославив и похвалив за то, о чем было говорено, Бога, и так удовлетворяют своему желанию; это и особенно делает везде и Павел. Воспламенившись неизреченным человеколюбием Божиим, (Давид) произнес славословие: Господи! Имя Твое во век, т. е. слава Твоя непрерывна: ничто не может повредить, или пресечь ее; она постоянна, неизменна, непреложна, в полном ярком свете. И память о Тебе, или память, которая у Тебя, не окончится в продолжении всех родов, беспредельна. И //Феодорита//: Великость сотворенных Тобою чудес показала всем Твое имя; и память о Твоих благодеяниях сохранится во все будущие роды. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род** И не только в древнее время Бог сотворил Себе имя; Он и всегда прославляет оное. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Господи, имя Твое в век, и память Твоя в род и род: яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится** Перечислив знамения и чудеса, сотворенные Богом для избранного народа Своего, как в Египте, так и при завоевании им Ханаанской земли, пророк прерывает начатую о том речь свою и сам переходит к восхвалению и прославлению Бога за неизреченные Его благодеяния, подобно тому, как это делали и другие пророки. Эту хвалу Богу пророк выражает теми же словами, как и выше, в [[old:ps:101:13|Пс.101:13]]. «**Господи! имя Твое в век; память о Тебе в род и род**». В объяснение сего св. Иоанн Златоуст говорит. «Здесь прерывает связь речи славословием, что обыкновенно делают святые: когда, начав говорить о каком-либо из чудес Божиих, они воспламеняются, то не прежде оканчивают, как прославив и похвалив за то, о чем было говорено, Бога, и так удовлетворяют своему желанию; это и особенно делает везде и Павел. Воспламенившись неизреченным человеколюбием Божиим, пророк произнес славословие: **Господи! имя Твое во век**, т.е. слава Твоя непрерывна: ничто не может повредить или пресечь ее; она постоянна, неизменна, непреложна, в полном ярком свете. И память о Тебе, или память, которая у Тебя, не окончится в продолжение всех родов, беспредельна» [7, с. 1060]. А блж. Феодорит выразил это так: «Великость сотворенных Тобою чудес показала всем Твое имя, и память о Твоих благодеяниях сохранится во все будущие роды» [7, с. 1060]. Далее пророк говорит о суде над людьми и рабами Своими. Смотря по контексту речи всего псалма, здесь нельзя отделять людей от рабов. Люди – это достояние Божие (как в ст. [[old:ps:134:04|4]] и [[old:ps:134:12|12]]), избранный народ Божий, Израиль; а **рабы Господа** – это все те, которые служат Господу, стоят в храме Его, во дворах дома Божия [[old:ps:134:01|(ст. 1-2)]], значит, те же израильтяне. Господь будет **судить людей Своих**, т.е., как праведный Судия, Он защитит их от врагов, не даст в обиду несправедливо нападающим на них врагам и отомстит за них; а к тем из своих людей и рабов, которые, если и окажутся виновными пред Ним, на праведном суде Его, хотя и накажет их, но явит и милость Свою к ним, быв умолен (**умолится**). От кого же? – пророк не досказал сего. Можно думать, что он разумел того Праведника, Который не имеет нужды молить о Себе, то есть Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, Который в первосвященнической молитве Своей так молился Отцу Небесному: «//Отче Святый! Аз о сих молю: не о всем мире молю, но о тех, ихже дал еси Мне, яко Твои суть... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя//» [[new:in:17:09|(Ин. 17:9]], [[new:in:17:20|20)]]. Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о сем: «То и другое, суд и помилование, можно относить или к одному народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, – или раздельно можно относить: **умолится** – к народу (еврейскому), а **судити** – ко врагам, т.е. тех (евреев) помилует, ибо это и значит: «умолится», – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]