[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится** Можно или то и другое относить к народу израильскому в том смысле, что Бог накажет его, а потом остановится и помилует, или раздельно можно относить: **«умилосердится»** – к народу, а **«судить»** – к врагам, т.е., тех помилует, – это и значит: **«умилосердится»**, – а врагов будет судить, т.е. предаст их наказанию. Не имея возможности указать на подвиги их жизни, пророк для оправдания их употребил названия людей и рабов (Господа). Сказав: **«умилосердится»**, он выражает, что примирение зависит от человеколюбия Божия, а не от их достоинства, потому что где моление, там нужно прощение, а где нужно про­щение, там не оценка заслуг, а человеколюбие. Так как выше он сказал: //«память о Тебе в род и род»//, а они тогда одни из всех народов присвояли себе Бога, то он некоторым образом намекает на это и говорит: спасение людей Твоих явит славу Твою у многих; слава, свойственная самому суще­ству Божию, никогда не уменьшается, не уничтожается и не из­меняется, хотя бы никто не чтил ее; но слава Его у многих откроется и чрез наше спасение, когда мы будем опять иметь город, святилище, храм, и опять получим прежнее обществен­ное устройство. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится** Ибо не презришь, видя, что неприязненные нападают на нас, и не наложишь наказаний, каких достойны грехи наши; но будешь милостив и снисходителен. Так, показав силу Сущаго Бога, Пророк осмеивает немощь богов, так именуемых, но не существующих. И поелику наименовал их богами, то показывает, что не принадлежит им, как действительность, так и самое название. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится** Бог, продолжает, будет судить народ свой, т. е. произведет за него суд и отмщение врагам, вредившим ему, и преклонится к своему народу, который умоляет и смягчает Бога молитвами своими. Или, по словам //Златоуста//, Бог будет судить народ свой, когда он согрешит и праведно накажет его, а когда снова покается, Он сжалится над ним и поможет ему. Слова //Феодорита//: Ты, говорит, не презришь нас, боримых пред Твоим взором врагами, и не наведешь наказаний, которых мы стоим за грехи наши, но будешь милостив и снисходителен. Заметь же, что сии слова Давид заимствовал у Моисея из его песни: ибо судит Господь народ свой, и о рабах своих будет умолен. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко судити имать Господь людем Своим, и о рабех Своих умолится** ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех. **Умолится** – умилосердится. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится** Пророк ясно отделяет людей от рабов. Суд предоставляет только людям, а// о рабех умалится//. Без сомнения, пророк под рабами разумеет праведных; однако не говорит, что праведные сами умолят Господа. Конечно, тот, кто будет умолять о праведных, выше их и имеет более, нежели они, дерзновение к Богу. Кто же это? Пророк сим указывает на того Праведника, который не имеет нужды о Себе молить, то есть на Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Сие изречение пророка совершенно изъясняет слова Евангелия: //о сих молю, не о всем мире молю, но и о верующих словесе их ради в Мя//. Следственно, пророк под именем людей разумеет неверующих, а под именем рабов - верующих в Господа Иисуса Христа. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко судити имать Господь людем своим, и о рабех своих умолится** См. Толкование на [[old:ps:134:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 134:13]] [<10>]