[<10>] ====== Толкования на Пс. 134:15 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих** После того, как доказал и прославил Божий Промысл, поскольку ведет речь с рабами, недавно еще пришедшими от язычников, кстати присовокупляет и обличение тех богов, которых почитали они древле. Как бы так говорит: **яко аз познах, яко велий Господь, и Господь наш над всеми боги.** Он сотворил многие и великие дела; а ваши прежние боги — мертвые и бесчувственные только идолы. Им подобны да будут и делающие их. Ибо как не окаменеть душою тем, которые покланяются неодушевленным? И кого выше по обычаю наименовал богами, тех посрамляет теперь, и назвал идолами, унижая самым указанием на то, из какого вещества и кем они сделаны. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих** Так как он в начале сказал: //«Господь наш превыше всех богов»//, и, по-видимому, приписал Ему только сравнительное превосход­ство, по немощи слушателей, то, смотри, как он возвышает это превосходство. Начав с могущества Божия, и сказав о делах Его на небе, на земле, в безднах, у иудеев, в соб­ственной их земле и в чужой, у врагов и язычников, по­том напомнив об Его благости, человеколюбии, промышлении, премудрости, силе, и показав, что Он есть Бог всех и про­мышляет о всей вселенной, он наконец обличает бессилие богов идольских и прямо нападает на самое существо их, или лучше сказать, самое имя их обращает в укоризну. Идол есть не что иное, как нечто бессильное и ничтожное, есть название крайней слабости. Поэтому он и начинает так: **«идолы язычников – серебро и золото»**. Во-первых, это – идол; во-вторых, это – бездушное и бесчувственное вещество; в-третьих, идолы потому самому, что они – идолы, не только сами по себе мало­важны, бессильны, ничтожны, но и потому, что сделаны людьми. Потому и прибавляет: **«дела рук человеческих»**, что служит к величайшему осуждению тех, которые почитают их, которые, будучи сами виновниками даже существования их, возла­гают на них надежду своего спасения. **//Беседы на псалмы. На псалом 134.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Идоли язык сребро, и злато, дела рук человеческих** Бог наш, говорит Пророк, есть Творец всего; а они не только не имеют творческой силы, но и сами вид свой получили от искусства человеческаго; потому что для состава их нужны вещество и искусство. ===== Евфимий Зигабен ===== **Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих** То же самое сказано и в [[old:ps:113:12|113]]м псалме, где и смотри изъяснение сего. Если же кто возразит, по замечанию премудрого //Фотия//, что и наши христианские образы святые суть сребро и золото по веществу и дела рук человеческих, на сие ответствуем, что хотя и они суть дела рук человеческих, но не суть идолы; потому что подлинники (первообразы) идолов не существовали и ложны; так как представляют виды (изображения) тех богов, которые не боги, а бесы, которые лгут и вымышляют божество; а наших святых икон первообразы действительны и истинны, как и именуются. Притом идолы суть изображения скверных и нечистых, а изображения суть образы святых и чистых. //Златословесного//: Поелику в начале сказал: Господь наш над всеми богами, и мог сим показаться кому либо, что говоря так приспособительно к немощи слушающих, он показывает преимущество только сравнительно; то смотри, как он продолжает слово, //Феодорита//: Назвал их выше богами, теперь показывает, что они без действительности лишаются и самого наименования: он так говорит: наш Бог, прекрасные и благие рабы Господа, есть Бог всяческих, и великий и великое производящий Творец; Он то и то сотворил; а боги язычников не только не имеют творческой силы, но и самый вид свой получили от искусства человеческого, и следовательно, они не что другое были, как идолы мертвые и глухиe, коих сущность есть бездушное вещество, а дело— человеческое занятие, а виды их не имеют никакого действия. Почему и говорит //златый Святитель//, что величайшая укоризна для служащих им, что они, будучи виновниками и бытия их, на них возлагают надежду своего спасения. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих** Во всем этом (в естественном и благодатном откровении) Он является превыше бессильных богов; поэтому Израиль должен от Сиона воздавать Ему хвалу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–18 **Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих: уста имут, и не возглаголют: очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат: ниже бо есть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня** Здесь почти буквально повторяются из псалма 113 стихи: [[old:ps:113:12|12-16]], в которых пророк наглядно представляет ничтожество ложных богов, почитаемых язычниками, и выставляет величие Бога Израилева и превосходство его над всеми золотыми и серебряными богами у разных народов (**язык**). Хотя Господь Бог наш, по величию Его, не может быть сравниваем ни с кем не только из великих людей, но и самых ангелов небесных; но пророк делает сравнение Его с богами язычников, во-первых, для того, чтобы яснее показать ничтожество этих ложных богов; во-вторых, для того, чтобы знали все, что боги языческие не что иное, как демоны, или бесы [[old:ps:095:05|(Пс. 95:5]], [[old:ps:105:37|105:37]]; [[new:1kor:10:20|1 Кор. 10:20]]), действующие в идолах; и наконец, в-третьих, для того, чтобы показать бессилие и самих бесов, которые не могли сообщить тем кумирам, в которых они обитали, ни чувства, ни жизни, как Господь Бог сообщает человеку, образу Своему, не только дух жизни и чувство, но, что всего важнее, – разум и свободную волю. Таким сравнением пророк как нельзя сильнее доказывает, что Господь //Бог есть велий над всеми богами//, потому что **идоли язык**, как сами, так и живущие в них мнимые боги, хотя **очи имут, но не видят**. А Господь Бог есть Дух всеведущий и премудрый, который //знает все// [[new:1in:03:20|(1 Ин. 3:20]]; [[old:iov:28:24|Иов. 28:24)]], знает все дела и мысли человека, и «//нет тьмы, куда укрылся бы делающий беззаконие//» [[new:1kor:04:05|(1 Кор. 4:5]]; [[old:iov:34:21|Иов. 34:21–22)]]; знает не только сотворенное, но и все тайны Своего Божественного Существа [[new:mf:11:27|(Мф. 11:27]]; [[new:1kor:02:10|1Кор.2:10–11)]]. **Идоли уста имут** или только кажутся имущими, но ничего **не возглаголют**. А Господь Бог, «//многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотвори//л» [[new:evr:01:01|(Евр. 1:1–2)]]. **Идоли уши имут** и никогда ничего **не услышат**. А Господь Бог слышит все моления рабов Своих [[old:is:58:09|(Ис. 58:9]]; [[old:ier:29:12|Иер. 29:12]]; [[old:ps:019:02|Пс. 19:2)]], «//призывающих Его во истине//» [[old:ps:144:18|(Пс. 144:18)]]. Кому же неизвестно, что идоли язык не узрят, не возглаголют и не услышат, потому что **несть дух во устех их**? А если нет духа жизни в устах их, то значит они безжизненны, мертвы. И несмотря на то, были и есть люди, которые признают таких идолов и чтут их, как богов. Не безумны ли и не бесчувственны ли и эти самые люди, которые почитают идолов, которые делают их для себя и надеются что-то получить от них? Да, такими именно и признает сих людей пророк, когда говорит: **Подобни им да будут творящии я и вси надеющиися на ня**. А блж. Феодорит к сему прибавляет: «такового бесчувствия достойны делатели и поклонники их. Ибо те, которые, сами имея разум, почитают богами неимеющих жизни и разума, по справедливости делаются участниками их неразумия» [7, с. 1061]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]