[<10>] ====== Толкования на Пс. 136:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** То есть «нам не позволительно петь; хотя мы и лишились отечества, однако продолжаем хранить закон и соблюдать его в точности; хотя вы и владеете нашими телами, но не преодолеете души». Видишь ли душу, которая от скорби сделалась любомудрой и стала выше бедствий? **//Беседы на псалмы. На псалом 136.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели. Сознавая и, по мере сознания, ощущая это состояние, будем молитвенно вопить из него, вопить в сокрушении духа, вопить с плачем и стенаниями, вопить о помиловании. Отречемся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и не способные к ним. Нет возможности **воспеть песнь Господню на земли чуждей** - в сердце, обладаемом страстями, если ж услышим приглашение воспеть ее, то да знаем наверно, что приглашение это делается //пленившими нас// [[old:ps:136:03|(ст. 4)]]. //На реках Вавилонских// можно и должно только плакать. //**О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** Слова: **како воспоем песнь Господню на земли чуждей**, кажется мне, допускают двоякое толкование. Прежде всего то, что непозволительно было вне Иерусалима совершать и Пасху, и другие праздники, почему некоторых обвиняли даже в том, что они вне Иерусалима читают закон. А во-вторых, - что дерзновение Иудеев было подавлено пленом, и они говорили: "как можем рассказывать о чудесах, совершенных в Египте, в пустыне, в Палестине то над Ефиоплянами, то над царем ассирийским, когда истреблено сто восемьдесять пять тысяч без войны и битвы? Кто поверит нам теперь, когда мы взяты и живем в плену?" Поскольку события отнимали у них свободу слова (их укоряли, что напрасно хвалятся благодеяниями, будучи обличаемы делами), они выражали почти то же самое, что и три отрока в печи: //несть нам отверзсти уста//, то есть не можем свободно повторять древних славословий, //студ и поношение рабом Твоим// [[old:dan:03:033|(Дан.3:33)]]. Бедствие угасило в нас дерзновение. Потому, когда укоряют нас, остаемся безгласными; не поверят нам, если, униженные и пораженные, станем воспевать победы. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** Но зная, что повелеваемое противно закону, не уступили мы желанию приказывавших. А сие служит обличением беззаконных Иудеев, которые ревнуют об исполнении закона, и предписанное законом исполняют вне узаконенных мест. ===== Евфимий Зигабен ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** А мы, говорит, Иудеи отвечали вопрошавшим нас вавилонянам: как нам петь божественную песнь в чужом месте вне Иерусалима, тогда как закон запрещает нам это? Заметь, читатель, сколько сей плен был полезен и исправил Иудеев: потому что те, которые прежде преступали закон Божий среди отечества своего, ныне, по словам //Златоуста//, хранят его в чужой земле. Под чужою же землею можно разуметь и каждое сердце, устранившееся от почтения и добродетели, каковому сердцу не должно преподавать божественных и небесных таинств, согласно с сказанным: не давайте святыни псам и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями [[new:mf:07:08|(Матф. 7, 8).]] По двум причинам, не пели Иудеи, как говорит //один// истолкователь, пред вавилонянами; во первых потому, что не было позволено вне Иерусалима даже совершать пасху, или другие праздники; а во вторых, что если бы они пели и излагали чудеса, произведенные Богом для освобождения нас от египтян и других народов; то вавилоняне не поверили бы им, не допуская и того рабства, которому подвергались евреи. Впрочем и тe, которые проповедуют Евангелие безумным, по словам //другого// изъяснителя, поют песнь Господню на земле чужой, поколику она не возделывается Христом. И тем, которые отпали от Церкви, также не должно петь песней, но только производить плач и речи, соответственные постигшему их несчаcтью. Сие может сказать и тот, кто помнит слова: грешнику же сказал Бог: для чего ты сказываешь оправдания мои? Ибо кто отпал от Церкви, тот должен взять сии слова во внимание. И //Григорий Богослов// вместе с //Златоустом// говорит: Когда мы увлечены в Вавилон и в злое греховное смешение, то находясь в сем месте не можем петь божественной песни, как на земле чужой. Ибо доколе мы порабощены грехy, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем либо божественном, хотя бы мы имели орудия слова, как они тогда—псалтири и гусли. А когда мы возвратимся к добродетели, как в Иерусалим, тогда, составив из себя или у себя новую песнь и жизнь, мы будем петь новую песнь (у //Никиты//). Из //Феодорита//: Это служит к обличению беззаконных Иудеев, старающихся исполнять закон и совершающих предписания его вне определенных законом мест. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** Но пленники не позволили себе этого, так как думали, что песни во славу Господа (**песни Господни**) можно петь только в Его земле и на месте Его жилища, в Иерусалиме, а не в земле язычников (гоимов), где место одним покаянным песням. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Иоанн Соловьев ===== **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей** На обращенное к этим пленникам предложение халдеев попеть им от песней сионских пленники отвечали отказом. Они сказали: **како воспоем песнь Господню на земли чуждей?** «Бог, как бы так говорят иудеи, попустил разрушение храма своего и отведение нас в чужую землю и этими грозными не словами, а делами указал нам покаяние; как же наперекор Его велению, мы будем петь песнь Господню на земли чуждей?» **//На реках вавилонских.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** В изречениях сих стихов заключается ответ на требование вавилонян о том, чтобы иудеи **воспели** для них **словеса песней Господних**, которые они пели на Сионе. Песнь Господню, так говорят они, можно петь только на Сионе, в Иерусалиме, а если так, то как же мы будем петь ее **в земле чужой**? Это значило бы **забыть Иерусалим**, не помнить своего отечества. Но этого не будет! Скорее **забыта будет моя десница**, то есть моя правая рука, чем я забыл бы об Иерусалиме. Пленные иудеи дают знать вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и блж. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. А если, то есть, я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию-то помощь, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет десницею» [6, с. 646]. Выразив ответ свой на требования вавилонян сначала во множественном числе, псалмопевец с [[old:ps:136:05|5]]-го стиха изменяет речь свою и вводит весь народ израильский говорящим как один человек и произносящим клятвенное обещание, что он никогда не забудет своего отечества. Пусть высохнет та рука моя, которая играет на гуслях, и пусть этот язык, который поет священные песнопения, сделается без движения (**прильпни**), ежели Израиль, **забыв об Иерусалиме**, запоет что-либо из песней сионских: да подвергнусь я всем этим клятвам, если прежде всего другого не буду приводить себе на память Иерусалима. **Аще не предложу Иерусалима** значит: «если память о тебе, Иерусалим, не предпочту всякому веселию». Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо. «Слово **предложу**, – говорит св. Иоанн Златоуст, – значит: «поставлю в начале песни», оно выражает сильное желание, или лучше – любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]