[<10>] ====== Толкования на Пс. 137:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом Давиду, Захариин** //Содержание:// Настоящий псалом содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарить; потому что не он один из царей сподобился Божественного богоявления, но и многие языческие цари сподобятся той же благодати, что будет по пришествии только Господнем. Ст. 1-2 **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся Имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем Имя Твое святое** **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим.** Эту-то заповедь дал Спаситель богатому, сказав: //возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и всею крепостию твоею// ([[new:lk:10:27|Лк. 10,27]]). И пред Ангелы воспою Тебе: **поклонюся ко храму святому Твоему.** Как бы в присутствии Ангелов, всегдашних зрителей победы его по Богу. **И исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей.** Принесу, говорит, благодарение за то, что избавляюсь от тени и сподобляюсь истины. **Яко возвеличил еси над всем имя Твое святое.** Говорит, что приносит благодарение по причине призвания язычников. Не потому только благодарю, что оказано благодеяние мне, но и потому, что во всем вижу славу Твою — славу сотворшего, благодеющего, наказующего. Ибо нет твари, которая бы не проповедовала Твоего величия. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** **«Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим»**. Об этом я часто беседовал с вами; потому, оставив это, перейдем к следующему. Что значит: **«и пред Ангелами воспою Тебе»**? Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: //«с дерзновением, Боже, воспою тебя»// (παρρησία… άσω σε). Третий (Акила): //«пред богами воспою тебе»// (έναντι θεων μελψδήσω σοι). Если он гово­рит об ангелах небесных, то слова его имеют такой смысл: постараюсь петь вместе с ангелами, буду соревновать им, ликовать вместе с горними силами; хотя я и отличен от них по природе, однако постараюсь усердием сравняться с ними. Если же примем эти слова по изъяснению других пере­водчиков, то, мне кажется, он говорит о священниках. Пи­сание обыкновенно называет священника и ангелом, и богом; то оно говорит: //«судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси»// [[old:ish:22:28|(Исх.22:28)]], то: //«уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа»// [[old:mal:02:07|(Мал.2:7)]]. Таким образом, если принять последнее, то сказанное нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благочинием пойду, последую за ними и воспою Тебе. **«Ибо Ты услышал все слова уст моих»**. Видишь ли вели­кую благодарность? Видишь ли напряженное внимание? Не так, как некоторые из людей беспечных и рассеянных, которые до получения бывают ревностны, а после получения нерадивы, – он и до получения усердно приступает, и после получения непрестанно благодарит. А из того, что он был услышан Богом, видно, что он совершал молитву чистую и превосход­ную, потому что мы тогда особенно бываем услышаны, когда молитва наша благоугодна Ему. Итак, от нас зависит и то, чтобы мы были услышаны. Когда мы просим того, что Бог достойно может дать, когда просим с усердием; когда сами делаем себя достойными получения, тогда Он слышит моление и подает просимое. **//Беседы на псалмы. На псалом 137.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** Ум, победив и разогнав врагов именем Иисуса, сопричисляется блаженным духам, входит для истинного Богослужения в сердечный храм, который доселе был затворен для него, воспевая новую, духовную песнь, воспевая таинственно: «**исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей: яко возвеличил еси над всеми имя Твое святое**». //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** **Пред Ангелами пою Тебе**… Вера в Ангелов очень древняя, современна падению человека. Херувим с пламенным оружием приставлен был хранить путь древа жизни… **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Давиду** По возвращении из Вавилона Иудеи, при Божией помощи, низложив воставшие против них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Сие-то предрекает божественный Давид. **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** **«Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим».** Не остались не благодарными Благодетелю, но принесши молитву, и получив помощь, по мере сил воздают за благодеяния, и за оказанное вспоможение приносят песнопения. **«И пред Ангелы воспою Тебе»**, то есть, будем подражать сонмам Ангелов, и как они, на небесах ликовствуя, славословят Бога всяческих, так и мы на земле принесем Тебе духовное сладкопение. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** **Исповемся **(исповедание принесу)** Тебе, Господи, всем сердцем моим** Сими словами начинает Давид и 9й псалом. **И пред Ангелы воспою Тебе** Пред ангелами, дает обещание, буду петь Тебе, Господи, т. е. вместе с горними и небесными силами буду петь Тебе и я, дольний и земный; ибо хвалить Тебя непрестанно есть дело ангельское. Или ангелами называет священников, ибо Писание обыкновенно называет богами и ангелами священников; то говоря чрез Малахию: уста священника сохранят суд и закона взыщут (прилежно) из уст его; ибо он ангел Господа Вседержителя [[old:mal:02:07|(Мал. 2, 7)]], то чрез Моисея: богов не злословь; и начальствующему в народе не скажи зла [[old:ish:22:28|(Исх. 22, 28)]]. А другой изъяснитель перевел так: пред богами воспою Тебе Слова //Златоуста//: Пред ангелами, т. е, с ангелами буду воссылать песнь, стараясь соревновать им и ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов. **Яко услышал ecи вся глаголы уст моих.** Воспою Тебе, прибавляет, Господи, за то, что Ты выслушал все прошение мое, исполнив оное в чем следовало. //Златословесного//: Видишь ли великую благодарность? Не так как другие вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** По надписанию псалом этот принадлежит Давиду (В LXX стоит еще: **Аггея и Захарии**, вероятно, потому, что эти пророки внушали возвращенным из плена петь этот псалом как благодарственную песнь Господу). Он мог быть написан Давидом после подчинения им всех языческих соседних народов и побед над ними, а также после получения величественных доказательств Божественной милости в известном обетовании [[old:2ts:07:start|2 Цар. 7]] и д. Он хочет хвалить Господа, Который так часто внимал Ему, хочет прославлять Его пред всеми на месте богослужебных собраний за милость и верность обетованиям, полученным от Него, за величие имени Его, открытое пред всеми. **Пред ангелы**. Псалмопевец представляет Господа восседающим на Сионе, окруженным множеством невидимых существ; поклоняясь жилищу Божию (//ко храму//), он молится пред лицем этих невидимых существ – ангелов. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== В древних еврейских изданиях Библии этот псалом имеет надписание имени Давида; также надписывается он и в Вульгате и у 70-ти, у последних с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее надписание указывает, что этот псалом особенно усиленно был употребляем благочестивыми евреями при жизни во время деятельности этих пророков. Когда написан псалом Давидом, точных указаний в псалме нет. Но его общее благодарственно-хвалебное содержание за особенно великие милости Господа к Давиду, дающие последнему основание ожидать обращения к Господу всех царей земных ([[old:ps:137:04|4 ст.]]), дает основание предполагать, что псалом написан после обетования Давиду о происхождении от него Великого и Вечного Потомка. **Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** //Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твои ко мне милости// Под //"богами"//, (с греч. и латин. "ангелами"), разумеются священники (см. [[old:ish:22:23|Исх XXII:23]] ст. с евр.; [[old:mal:02:07|Мал II:7]]). Давид выступает с своим благодарственно-хвалебным словом пред всем народом. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом Давиду, Аггея и Захарии** Псалом сей есть благодарственная песнь Господу за Его благоволение к псалмопевцу, за спасительную помощь в опасностях во время гонений жестокими врагами и особенно за возвещенное ему величественное откровение, имеющее некогда обратить к Господу все народы земные. Согласно его надписанию и означенному содержанию, нужно считать его принадлежащим Давиду, как составителю его. Что же касается **Аггея и Захарии**, то прибавление имен этих пророков к древнейшему надписанию псалма нужно считать позднейшим и сделанным с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во время **Аггея и Захарии**. Начинается он теми же словами, как и псалмы [[old:ps:110:start|110]] и [[old:ps:009:start|9]]. **Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих** Пророк прежде всего выражает здесь сердечное желание принести Богу жертву хвалы и благодарения за спасение себя и всего народа не словами только, но с особенным вниманием и теплейшим расположением духа. «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим, пред богами пою Тебе» (пер. с евр.), причем в подстрочном примечании замечено, что в переводе LXX стоит: «пред ангелами», как и в нашей Псалтири. **Яко услышал еси вся глаголы уст моих, воспою Тебе, Господи**, – прибавляет, – за то, что Ты выслушал все прошение мое и исполнил оное, в чем следовало. Св. Иоанн Златоуст к сему прибавляет: «Пред ангелами, т.е. с ангелами, буду воссылать песнь, стараясь соревновать им, или ликовствуя с горними силами. Ибо хотя по природе те и другие различаются, но усердием я постараюсь стоять вместе с ними. Или: я буду петь благоговейно, воображая себе находящихся здесь и смотрящих ангелов». И тот же св. Иоанн Златоуст о благодарности делает такое замечание: «Видишь ли великую благодарность? Не так, как другие, вялые и слабые, которые до получения сильны, а по получении небрежны, но он и до получения прилежен и по получении остается навсегда благодарным» [7, с. 1075]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]