[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:2 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 2-3 **Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** Если и движение помышлений известно Богу, то тем паче имеет Он ведение о том, как проходим жизнь. **Стезю мою и уже мое Ты еси изследовал.** //«Уже»// имеет здесь значение определенной меры пути. Пророк же разумеет, что Богу известно всякое движение помысла: ибо словом //«пути»// означает движения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** Так как он в начале сказал: //«испытал меня»//, то чтобы кто-нибудь из неразумных не подумал, что Он знает только по испытанию, или по опыту, на основании слов: //«Ты узнал, когда я сажусь и встаю»//, посмотри, как он пред­отвращает это последующим прибавлением: **«Ты издали**, – говорит, –** уразумел помыслы мои»**, выражая этим, что Бог знает не вследствие испытания и не имеет нужды в испытании, но знает все силою предведения. Тот, кто знает помышления, находящиеся в уме, не имеет нужды в испы­тании посредством дел. Притом Бог знает помышления не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились; и не просто прежде, нежели появились, но и задолго прежде. Желая выразить это, пророк и присовокупил: **«ты издали уразумел помыслы мои»**. Если же Бог знает сами помышления, то для чего Он употребляет испытание посред­ством дел? Не для того, чтобы Самому узнать, но чтобы испы­тываемых сделать опытными. Так и Иова Он знал прежде испытания, почему и свидетельствовал о нем так: //«человек непорочный, справедливый, богобоязненный»// [[old:iov:02:03|(Иов.2:3)]]; однако употребил и испытание, чтобы и его сделать более твердым, и обличить ко­варство диавола, примером его сделать и других более рев­ностными. И удивительно ли, что Он поступил так с Иовом, когда и с грешниками Он делает то же самое? Так, Он со­вершенно знал, что ниневитяне не заслуживают погибели, но чрез покаяние исправятся; однако употребил и испытание са­мым делом; и везде Он представляет много доказательств Своего промышления и человеколюбия, не довольствуясь Своим знанием. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** Издавна, и из начала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** Поелику выше сказал: Господи, Ты испытал меня и узнал меня; то чтобы кто не заключал из сего, что Бог тогда только знает людей, когда испытает их, здесь царепророк сим уясняет сказанное им и говорит, что если Бог знает сердечные помышления людей прежде движения их в сердце, или лучше прежде многих лет и родов (ибо это значит издалека); то какая надобность ему в испытании для узнания? ибо это вовсе несообразно. //Евсевия//: Истинно одному Богу свойственно испытывать тайны человеческие. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** **Издалеча** – с Твоей высоты; Ты знаешь мои мысли, хотя между Твоим небом и землею лежит безмерное пространство; – по другим: издали, прежде ясного представления моего о нем. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** См. Толкование на [[old:ps:138:01#lopuxin_ap|Пс. 138:1]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты разумел еси помышления моя издалеча** См. Толкование на [[old:ps:138:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 138:1]] [<10>]