[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** См. Толкование на [[old:ps:138:04#svt_afanasij_velikij|Пс. 138:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** Не помышление только, говорит, знаешь Ты, и не дела мои и пути мои только, но все, что было и будет. **«Ты создал меня и положил на меня руку Твою»**. От силы предведения он переходит к силе творческой, и от творческой опять к силе предведения. Бог не только создал нас не существовавших, но и созданных содержит. То и другое и Павел приписывает Христу: //«Бог многократно и многообразно, //говорит,// говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего»// [[new:evr:01:01|(Евр.1:1, 2)]]. Затем, продолжая, говорит и о творчестве: //«чрез Которого и веки сотворил»//. Далее, упомянув о суще­стве Его и сказав: //«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его//, показывает и промыслительную Его силу:// и держа//, говорит,// все словом силы Своей»// [[new:evr:01:03|(Евр.1:3)]]. И в послании к Колосся­нам он говорит то же самое: //«ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано»// [[new:kol:01:16|(Кол.1:16, 17)]]. Это – о творчестве Его. Затем, указывая на промыслительную силу, прибавляет: //«и Он есть прежде всего, и все Им стоит»// [[new:kol:01:17|(Кол.1:17)]]. Также Иоанн, изображая то и другое, говорит: //«все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»// [[new:in:01:03|(Ин.1:3)]]. Этим он указывает на творчество. Затем говорит о про­мышлении: //«в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков»// [[new:in:01:04|(Ин.1:4)]]. То же и пророк выражает здесь. **«Ты создал меня»**: это говорит он о творчестве. Далее говорит о промышлении: **«и положил на меня руку Твою»**. Что значит: **«положил»**? Содержишь, со­блюдаешь, носишь. На это и Павел указывает в словах: //«ибо мы Им живем и движемся и существуем»// [[new:act:17:28|(Деян.17:28)]], потому что не только для получения бытия, но и для сохранения и продолжения бытия мы имеем нужду в Его силе. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** **«Се Господи Ты познал еси», «Вся последняя и древняя».** Из самых событий дознал, что имеешь всякое ведение и о том, что было древле, и о том, чего еще не было. **«Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою».** Возможно ли чему из дел моих укрыться от Тебя, Творца моего, создавшаго меня во чреве матернем и сподобившаго всякаго о мне промышления? Сказанное же: //«положил еси на Мне руку Твою»// подобно сему: //«руце Твои сотвористе мя, и создасте мя»// ([[old:ps:113:73|Пс.113:73]]), и означает вместе и промышление по создании. ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою** См. Толкование на [[old:ps:138:04#evfimij_zigaben| Пс. 138:4]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** **Положил руку** – символ не наказующей, а милующей силы Божией. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** См. Толкование на [[old:ps:138:03#lopuxin_ap|Пс. 138:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** См. Толкование на [[old:ps:138:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 138:4]] [<10>]