[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему** Это значит: весьма много и других благодеяний оказано ему Богом, и он не в состоянии познать их. Ведение о сем, говорит он, превосходит силы мои и выше моего понятия; а потому, не могу сего исследовать и выразить словом. Ибо все, что сказал я, и мало и скудно; постигнуть Божескую силу недоступно моей малости. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Удивися разум твой от мене, утвердися, не возмогу к нему** Другой (Симмах): //«превышает меня»// (υπερβάλλει); и вместо слова: **«утвердися»**, другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //«превознесен»// (υπερεπήρθη). Смысл слов его следующий: хотя и промышлением Твоим я пользуюсь и знаю, что Ты провидишь все и создал меня из небытия, однако не могу иметь о Тебе знания точного и вполне ясного: оно **«удивися»**, т.е. пре­вышает, превосходит меня, так обширно, что не может быть обнято умом моим; так оно дивно, так велико! Но при всем том, что оно дивно и велико, не может ли оно быть обнято умом? Нет; поэтому, чтобы ты не утверждал этого, он и прибавил: **«не могу (постигнуть) его»**. Рассуждая о знании, он не гово­рит: я не знаю Бога; но я не имею о Нем знания совершен­ного и ясного. Так говорит и Павел; о том, что Он есть, мы знаем, а того, что Он есть по существу, не знаем: //«надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть»// [[new:evr:11:06|(Евр.11:6)]]. Не сказал, что Он есть по существу, потому что это никому неведомо. О том, что Бог человеколюбив, что Он милосерд, что Он благ, мы знаем, а в какой степени – не знаем. Но пророк, оставив все это, указывает на нечто другое, что кажется более доступным, и сознается, что не знает и этого. Не говорю уже о том, продолжает он, что есть Бог по суще­ству, и о том, в какой степени Он благ, – известно, что это непостижимо, – но я не могу сказать и того, как Он суще­ствует везде; и это выше нашего разумения. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему** Из совершившагося со мною познал я силу Твою; и желая воспевать Твою премудрость, и быв не в силах сделать это по достоинству, признаю себя побежденным. Так, выразив удивление, и ведению и предведению Бога всяческих, тому, что ничто от Него не сокрыто, ни что было, ни что будет, Пророк переходит к другому предмету, говоря следующее: ===== Евфимий Зигабен ===== **Удивися разум Твой от мене: утвердися, не возмогу к нему** **Удивися разум Твой от мене **(удивительно знание Твое надо мною);** утвердися, не возмогу к нему** (оно сильно, я изнемогаю в отношении к нему). Знание, продолжает, Тебя, Господи, т. е. мое познание Тебя выше меня, как изъясняет некто, т. е. оно превосходит мое разумение и постижение, и это показывая яснее говорит: Твое знание сильнее объема моего ума и рассуждения, и я изнемогаю в отношении к познанию сему, чтобы мог вместить его в уме моем. А под знанием сим, по словам //Златоуста//, разумеет знание естества и существа Божия; так как мы понимаем только бытие Бога, а что Бог, по своему существу, того не понимаем; также знаем, что Бог вездесущ, а как Он вездесущ, того не знаем; знаем также, что Он благ и человеколюбив и премудр и всесилен и имеет другие подобные свойства, а сколько Он благ и премудр, не знаем. О сими словами согласно и то, что говорит о премудрости, т. е. о Боге, //Екклезиаст//: я сказал: дай сделаюсь мудрым, и она (мудрость) удалилась от меня, я стал дальше от нее, нежели как был (прежде); глубина глубокая, кто найдет дно ее? [[old:ekl:07:24|(Ек. 7, 24)]]; и Павел говорит подобное: какая глубина богатства и премудрости и ведения Божия! и как не испытаны судьбы Его, и неисследимы пути Его [[new:rim:11:33|(Рим. 11, 33)]]! Некоторые же вместе с божественным Златоустом понимали сие иначе: удивительная премудрость Твоя явилась в создании и устройстве моем, изнемогаю пред нею, чтобы мог воспеть и прославить ее достойно. Но скажет кто либо: если ты, Давид, не знаешь в точности, что это за премудрость, то как же удивляешься ей? На сие ответствует, что потому то конечно удивляюсь премудрости Божией, что она непостижима, подобно тому как и мы, хотя и не можем постигнуть, что такое луч и свет солнца, однако же по тому самому, что не постигаем его, особенно удивляемся ему. За сим он удивляется и другой силе Божией, то есть тому, что Бог по своему могуществу и промыслу вездесущ, исполняет всякое место и, как изъясняет //Златоуст//, находится выше всего. //Григория Богослова//: Великий Давид, которому Бог явил неизвестную и тайную премудрость свою, ясно исповедует непостижимость знания (Его), то называя суды Божии бездною великою, основания которой нельзя достать ни мерою, ни чувством, то сказывая, что удивительным явилось знание (Его) над ним и над составом Его, и что оно сильнее силы и объема Его. Ибо если, говорит, оставив все прочее я обращусь к самому себе и стану рассматривать всю человеческую природу и устройство ее: то я невольно должен сказать: что это за смешeниe в нас? Что за движение? Как бессмертное срастворено с смертным? Как льюсь я долу и возношусь гopе? как одно и то же живое существо смертно и бессмертно? И что за тайна в природе моей? Как я измеряюсь местом, а ум не ограничивается оным, но оставаясь в одном и том же месте обходит все? Как бестелесное заключается в крови и дыхании? ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Удивися разум твой от мене, утвердися, не возмогу к нему** **От мене** – выше моего познания. **Не возмогу к нему** – у меня нет необходимой силы по отношению к этому Твоему знанию, не могу его обнять. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Удивися разум твой от мене, утвердися, не возмогу к нему** Твоя Премудрость, так вопиет ко Господу св. пророк, привела меня в удивление. Она в явлениях своих представляет твердую, высокую гору; сколько ни стараюсь я поднимать ее моим человеческим мышлением, не могу сделать я сего. Так ум человеческий бессилен против ума Божия! Сколько веков лжеименный разум силится изгнать, так сказать, из вселенной всеуправляющую Премудрость, но она твердо стоит, приемлет поклонение от благомыслящих, посмеваясь погибели нечестивых. В каких сильных порывах слово вольнодумцев восстает на ее святое жилище, то есть христианскую Церковь но основание Божие твердо стоит - и Церковь переживет возношения разума. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Удивися разум твой от мене, утвердися, не возмогу к нему** Твое ведение настолько всеобъемлюще и глубоко, что невольно вызывает благоговейное чувство пред Тобою и сознание невозможности для человека его постигнуть. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Удивися разум Твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему** Здесь нужно опять указать на неточность греко-славянского перевода, который заставляет потому обратиться к переводу с еврейского, в котором этот стих читается так: «Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его!» Нисколько не противореча первому переводу, последний только выясняет смысл его. В предыдущих стихах пророк достаточно выяснил и доказал, что всеведение Божие распространяется на все относящееся к человеку: человек может до некоторой степени постигать и может быть убежден, что Господь все знает, видит, всегда и везде присутствует, но никогда человек не может постигнуть того, как Господь может знать все, присутствовать везде, каким образом Бог предвидит будущие, и тем более свободные, действия человека, которые могут быть и не быть. Потому-то, изобразив проявления Божественного всеведения, насколько это доступно для человеческого ума и слова, псалмопевец выражает удивление пред тайной этого Божественного свойства, сознается в невозможности постигнуть его вполне и исповедует, что он не обладает достаточными для этого силами: «Дивно для меня ведение Твое, – высоко, не могу постигнуть его!» Объясняя эти слова псалмопевца, св. Иоанн Златоуст говорит: «смысл этих слов следующий: хотя и промышлением Твоим я пользуюсь и знаю, что Ты провидишь все, однако не могу иметь о Тебе знания точного и вполне ясного: оно удивися, т.е. «превышает, превосходит меня», – так обширно, что не может быть обнято умом моим, так оно дивно, так велико! Рассуждая о знании, псалмопевец //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]