[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея** См. Толкование на [[old:ps:138:12#svt_afanasij_velikij|Пс. 138:12]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея** Какая связь этих слов с вышесказанными? Близкая и весьма тесная. Сказав о столь великой силе Божией, пророк теперь показывает, что эту силу Он употребляет на пользу людям и на благодеяния. Чтобы кто-нибудь из неразумных не сказал: что мне в том, что Он велик, силен и предведущ? – покажи, полу­чаем ли мы отсюда какую-нибудь пользу, – он присовокупляет: **«Ты создал внутренности мои»**, разумея под частью це­лого человека. А это немало являет славу и промышление – быть стяжанием Божиим, потому что Кто **«создал»**, тот и пе­чется и промышляет. Объясняя это, он и присовокупляет дальнейшие слова: **«воспринял меня от чрева матери моей»**, т.е., всегда Ты ограждал меня, промышлял о мне, охранял меня, с первого моего возраста, от самых пеленок, и все, о чем я сказал, Ты доказал делами. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея** **«Яко Ты стяжал еси утробы моя».** Не просто говорю сие, но предвещаемый Твоею благодатию, от Тебя прияв озарение помыслов. Ибо //«утробами»// назвал здесь Пророк помыслы. Поелику вожделевательная сила заключена в утробе, а помыслы приемлют на себя приражение оной; то помыслы назвал посему //«утробами»//. **«Восприял мя еси из чрева матери моея».** Ты стал для меня и пестуном, и попечителем, и наставником, и едва только исшедши из матерняго чрева, пользовался я Твоим о мне промышлением. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея** **Яко Ты стяжал ecи утробы моя.** //Златословесный// говорит, что Давид под внутренностями разумеет всего себя, выражая частию целое. Ты, говорит, Господи, стяжал меня и сделал своею собственностью, удостаивая промысла и попечения своего, так как кто приобретает что либо, тот и заботится о приобретаемом. Слова //Григория Богослова//: Если же, как изъясняют некоторые, внутренности (почки) суть образ силы вожделевательной, то к Тебе, говорит, устремлю вожделение мое, а не к чему либо другому враждебному и опасному. Божественного //Кирилла//: И почки могут быть образом внутреннего действия силы различения в уме, по которому должно отвергать то, что обыкновенно причиняет вред, и почитать достожеланным и достойным приобретения все полезное, согласно с сею заповедью: все испытывайте; хорошего держитесь; от всякого вида и зла удерживайтесь. Итак, поелику почки суть частицы способные к произведению отделения в теле, ибо очень хорошо они делают лишнее и годное и полезное вносят в природу, то посему прилично принимать почки за различение ума. Посему почки святых священны и составляют дар Богу, т. е. различение в уме, которое они имеют. Ибо преданные Богу подобны менялыцикам денег и скупым, которые никогда не принимают поддельной монеты, и весьма верно оценивают ту, которая может доставить выгоду. //Никиты//: Это может сказать (т. е. слова: Ты стяжанием своим сделал внутренности мои) и тот, кто ведет жизнь безбрачную и предал внутренности свои (почки) Богу. Божественного //Григория Фессалонитского//: Ты стяжанием своим сделал почки мои, не только, говорит, сделал своею всю вожделевательную силу души моей, но и то, что возжигает пламень сего вожделения в теле, обратившись к носящей его (быть может душе), чрез нее возлетает к Тебе, к Тебе привязывается и к Тебе прилепляется: ибо как у тех, которые пристрастны в чувственным и тленным удовольствиям, все душевное вожделение истощается в плоть, почему и они всецело становятся плотями, и Дух Божий не может пребывать в них; так и у тех, которые возносят ум свой к Богу и привязали душу свою к божественной любви, и плоть преобразуется, некоторым образом совозносится с ними и наслаждается с ними божественным общением, становясь и сама стяжанием и жилищем Божиим, не имея более в себе скрывавшейся в ней вражды против Бога, и не похотствуя против Духа (Добротолюбие на греч. 960 стр). **Восприял мя ecи (заступал меня) из чрева матери моея.** Господи, сказал Давид в [[old:ps:070:06|70]] псалме, от чрева матери моей Ты мой покровитель, т. е. от самых пелен и от самого первого возраста Ты, Господи, покрывал меня. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея** Так и должно быть; Бог должен знать самые сокровенные людские действия, потому что (**яко**) человек с детства в глубине существа своего поддерживается Богом, и за эти благодатные и чудесные отношения Его к человеку Ему принадлежит хвала. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-16 **Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело. Не утаися кость моя от тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли. Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** //Ты соткал меня во чреве матери, дивно устроил меня и все время моей жизни записано в книге Твоей// //"Устроил внутренности"// - Тебе известна моя природа, мой состав как душевный, психический, так и внешний, физический. - //"Соткал меня во чреве матери"// - организм человека со всеми его членами представляется стройным и сложным в своем строении наподобие хитрых и узорных тканей, где каждая нитка и линия служат общему рисунку и прочности ткани. Тебе известны мои //"кости, когда я был созидаем во глубине утробы"//. Твое знание меня - полно и глубоко, оно обнимает не только мое внешнее строение, мой внешний вид, но и внутренние мои органы, мои кости еще с самого момента их образования и развития в утробе матери. - //"Зародыш мой видели очи Твои"// - Ты знаешь мой первоначальный состав, который, как зерно для растения, заключает в себе его будущий вид и ценность, т. е. Ты знаешь все, что из меня должно произойти. - //"В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные"// - Ты знаешь срок, продолжительность моей жизни еще ранее, чем я родился. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 13–14 **Яко Ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея. Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело** Здесь, как видно, опять недостало слов у пророка для выражения его мыслей и чувств. К слову **создал**, в подстрочном примечании в славянской Псалтири добавлено: «стяжал». А это значит: «приобрел в собственность, завладел». Кто создал, устроил, тот и овладел, сделался хозяином и знает свой предмет, устроенную им самим вещь, лучше, чем кто-либо другой (в соответствующем значении употреблены: possedisti в Вульгате, а в греческом). Весь 13-й стих, по переводу с еврейского, читается так: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей». По изъяснению св. Иоанна Златоуста, под внутренностями пророк разумеет всего себя, выражая частию целое. «Ты, говорит, Господи, стяжал (сотворил) меня и сделал Своею собственностью, удостоивая Промысла и попечения Своего, так как кто приобретает что-либо, тот и заботится о приобретаемом» [7, с. 1084]. При внимательном прочтении сего псалма и после тщательного рассмотрения хода мыслей в этом псалме, оказывается, что 13-й стих имеет причинную связь не с изображением только пророком вездесущия Божия, а с главною мыслию этого псалма, выраженной в [[old:ps:138:01|1]]-м стихе его словами: «//Господи, Ты испытал и знаешь меня//», – и проникающей весь изъясняемый псалом. Изречениями сего стиха (пер. с евр.) пророк дает понять, что Бог все видит и все знает потому, что Он находится везде и все проникает, будучи независим и неограничен ни пространством, ни временем. Другое основание всеведения Божия вообще и, в частности, в отношении человеческой природы, заключается в том, что Бог есть Творец вселенной и человека и, как Творец, без сомнения, в совершенстве знает Свои творения. На это именно основание пророк и указывает здесь. Ты, Господи, говорит, знаешь меня в совершенстве, во всех отношениях, потому что Ты мой Творец, Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Самое возникновение моей жизни, ее постепенное развитие во всех ее частностях и подробностях и ее конец находятся в полной от Тебя зависимости: мое зачатие, таинственное развитие в утробе матери и мое рождение суть действия всемогущества Твоего и осуществление Твоей премудрой мысли (ср. [[old:iov:10:09|Иов. 10:9–11]]). Проникнутый такими мыслями и чувствами и воодушевляемый сознанием своего недостоинства, пророк взывает: **Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси**, – то есть, быв поражен размышлением о величии и чудесах неисчерпаемой премудрости Божией, проявившихся в устройстве человеческого организма, он не мог удержаться от выражения чувств удивления и восторга при виде дел Божественной премудрости: «Славлю Тебя, – говорит, – потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это» (пер. с евр.). Поистине, человек дивно устроен, и при устроении его совершено Господом множество дивных дел! И чем более новейшая наука изучает человеческий организм, тем больше открывает здесь Божественного всемогущества и премудрости, хотя она еще и до сих пор не может похвалиться, что здесь она все уяснила и все постигла. А потому и последнее выражение:** и душа моя знает зело** – нужно, по словам св. Иоанна Златоуста, понимать так, что душа моя вполне сознает, как непостижимы чудные дела Божии: «Ты создал меня, но я не знаю, как создал, Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления, Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]