[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:14 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** **Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси.** После изреченного пред сим слова о Боге благовременно произносить исповедание. **Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело.** Эта сила для меня неизреченна, но она открыта Тебе Богу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** Что это значит? Ты создал меня, говорит, но я не знаю, как создал; Ты промышляешь, но я не могу обнять умом всего Твоего промышления; Ты везде присутствуешь, но я не постигаю и этого; Ты знаешь будущее, и прошедшее, и тайны души чело­веческой, но я и этого не могу понять умом своим, так как Ты изменяешь природу вещей и устрояешь, что они, сохраняя свою природу, являют действия противоестественные и притом как бы свои собственные и свойственные им по природе. Соединив все это вместе, вдохновенный пророк громко воскликнул: **«буду исповедовать Тебя, ибо Ты явился страшно дивным»**, т.е. Ты явился дивным, Ты – дивен. **«Чудны дела Твои, и душа моя знает (их) близко»**. Что я говорю, продолжает он, о Тебе, когда и совер­шаемое Тобою заключает в себе много дивного? Затем, не перечисляя всего и ограничиваясь собственным знанием, гово­рит: **«и душа моя знает (их) близко»**; не просто знает, но сильно, крепко. Если знает, то, как же он прежде говорил: //«дивно ведение Твое для меня: мощно! Не могу (постигнуть) его»//? Это сказано о са­мом Боге, а то – о делах Его; если же и то сказано о Нем, то мы так можем понимать: он знает, что Бог дивен, ве­лик, высок, но того, что Он по существу, – я опять повторю тоже, – каково Его величие и как принадлежит Ему все упомя­нутое, не знает. Между тем такое незнание есть доказательство знания, хотя и странны слова мои. Так и моря мы не знаем, как оно пространно, и, однако, потому самому особенно и знаем море, что не знаем меры его. Если же кто скажет, что он знает, как велико море, тот именно и не знает его. Таким образом, бывает объявление знания, которым обличается незна­ние, и бывает незнание, которое свидетельствует нам о знании. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исповемся Тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела Твоя, и душа моя знает зело** Посему, продолжаю песнословить Тебя, Твоими великими делами озаряемый и возбуждаемый к песнопению. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** **Исповемся Тебе, яко страшно удивился ecи** (стал удивителен). Мы удивляемся многому, но не со страхом; например, удивляемся красотам и величинам тел и строений и хитростям и искусствам и подобному тому, но не страшимся. Но когда случится наклониться к глубине моря, тогда мы не только удивляемся просто, но и со страхом. Так и пророк Давид, приникнув в неизмеримую причину и безмерную глубину силы Божией и мудрости и многоразличного строения Его и изумившись, удивился со страхом и трепетом оной непостижимости и безмерности: и таким образом обратясь к своей ничтожности мог воззвать только сими словами: благодарю Тебя, Господи! **Чудна дела Твоя, и душа моя знает зело** (сие). Удивительны, восклицает, все дела Твои, Господи; почему и душа моя весьма хорошо знает, что по истине чудны они и достойны всякого удивления и изумления. //Златословесного//: Что говорить о Тебе, когда и произведения Твои заключают в себе много удивительного! Но скажи пророк, если удивительным стало познание Его, если оно столь сильно, что ты изнемогаешь пред ним; то как опять говоришь: душа моя знает весьма сие? Так; но то было сказано о Нем, a сие о делах Его. А если и сие о Нем; то мы можем сказать, что он знает, что Бог удивителен, что Он велик, что высок, но что такое Он по существу, и какое величие Его, сего не знает. И это незнание есть доказательство знания. Так мы не знаем и моря, столь оно велико, однако же потому то мы и весьма знаем. Но если кто скажет, что он знает величину его, то тот то и не знает его. Посему сознание в неразумении есть доказательство знания, а свидетельство о разумении есть незнание. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** **Страшно удивился еси**, т.е. Бог, как Творец и Хранитель жизни человеческой с первых зачатков ее, является столь великим, что размышляющего о Нем объемлет священный страх и благоговение. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** См. Толкование на [[old:ps:138:13#lopuxin_ap|Пс. 138:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело** См. Толкование на [[old:ps:138:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 138:13]] [<10>]