[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:16 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** **Не соделанное мое видесте очи Твои.** Прежде, нежели получил я образ мой, очи предведения Твоего зрели и провидели меня, не просто, но как уже внесенного, зачисленного и вписанного в книгу Твою. **Дни созиждутся, и никтоже в них.** Во все дни жизни своей вели себя чинно и благоустроенно, не было у них ни одного дня беспорядочного или неустроенного. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** Или опять говорит то же самое, т.е. Ты знал меня, когда я еще не был образован, – потому что другой переводчик (Симмах) сказал так: //«необразованного меня видели очи твои»// (αμόρφωτόν), – или говорит о самих делах, т.е. еще не сделанное видели очи твои. **«И в книге Твоей все **(люди)** будут записаны: в течении дней они образуются, но никто из них **(не останется не записанным)**»**. Не ясны эти слова, но до смысла их надобно доходить по связи речи и по другому пе­реводу. Смысл их, согласно с предыдущим, следующий. А что сказано было прежде? **«Неоконченное **(зарождение)** мое видели очи Твои»**, т.е. когда я еще не получил образа, когда еще создавался, когда еще составлялся, и тогда они видели меня так ясно, как того, кто образован, как того, кто составлен, как того, кто совершенно устроен и уже не нуждается ни в одном дне для своего окончательного устройства. А дабы ты убедился, что это так, послушай другого переводчика (Симмах): //«необразованного меня//, – гово­рит он, –// провидели очи твои, вместе со всеми, которые написаны в книге твоей, не нуждаясь ни в каком дне для своего образова­ния»// (σὺν πασι… ημέας πλασσομένοις, ουκ ενδεούσης ουδεμιας). Наравне с ними, говорит, Ты видел меня, наравне с теми видел меня, которые созидаются в дни свои, в дни, при которых нет недостатка ни в одном дне. Он говорит это не потому, будто на небе есть книга, и не потому, будто кто-нибудь вписывается в нее, но книгою означает точное знание, подобно тому, как говорится: //«внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга»// [[old:mal:03:16|(Мал.3:16)]]; и еще: //«и раскрылись книги»// [[old:dan:07:10|(Дан.7:10)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** Как человек тонкого ума и разумный исследователь, не можешь ты чего-либо не знать, потому что, прекрасно собрав все в юности, наслаждаешься покоем в старости. **Не соделанное мое видесте очи Твои** - что не приведено еще мною в действие, говорит Адам, то видишь, как уже совершенное, и не рожденных еще знаешь, как уже рожденных. Но можно разуметь и другим образом: мое незлобие, мою простоту и мое несовершенство (и мысленное представление нередко в Писании называется делом)** видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся.** То есть, нет ничего такого, чего не знал бы Ты или что было бы от Тебя сокрыто, но и будущее ведаешь, и незлобие мое видишь, как по неведению впал я в обман, и в незабвении памяти Твоей напечатлеваются все мои помыслы. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не соделанное мое видесте очи Твои и в книзе Твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** //Симмах// перевел так: //меня, не имевшаго еще и вида, провидели очи Твои со всеми написанными в книге Твоей, ни в одном дне не имеющими нужды по их образовании//. Так видел Ты меня, говорит Пророк, прежде нежели был я образован и получил свой вид, видел, как и тех, которые уже родились, стали совершенными, не имеют нужды ни в одном дне, и написаны в книгах Твоих. О сих книгах упоминает и блаженный Даниил; ибо говорит: //«судище седе, и книги отверзошася»// ([[old:dan:07:10|Дан.7:10]]); и Господь в священном Евангелии: //«вам же и власи главнии вси изочтени суть»// ([[new:mf:10:30|Мф.10:30]]). Под //«книгами»// же разуметь должно всеобъемлющее Божие ведение и ничего незабывающую Божию память. Так, изобразив Божественное, Иосия открывает и собственное намерение, не любочестием водясь, но представляя образец полезнаго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** **Несоделанное мое **(что было не устроенно во мне)** видесте очи Твои.** Не устроенным (необделанным) Давид называет здесь или необразовавшегося и несовершенного человеческого младенца, который еще не получил в тайной художественной храмине природы, т. е. в женских ложеснах надлежащего устройства, или так называет несовершенное движение ума. Ты, говорит, Господи, знал меня, прежде нежели я образовался во чреве матери моей; и Ты сверх сего знаешь помышления и движения ума моего, прежде нежели получили полное образование; ибо Ты знаешь все, по словам Сусанны, прежде бытия всего. **И в книге Твоей все напишутся.** Книгою Божиею называется точное знание Бoжие; а писанием Божиим именуется, по словам //Златоуста//, всегдашнее и непогрешительное памятование. Итак, в книгу общего знания Божия вписываются, говорит, все вообще и праведные и грешные, а в книгу знания Божия близкого вписываются только праведники. Слова //Григория Богослова//: Есть некая книга жизни, в которую вписываются все, очистившиеся по первому рождению, которое есть тайна ночи, дневным и светлым новосозданием, по которому каждый порознь получает отличное и чистейшее устроение, называемое прилично у Давида дневным и противоположным ночному. И таковые все дни жизни своей провели столь стройно, что ни один из них не имеет в себе ничего нелепого. Или по догадке святого //Епифания//, божественный Давид книге уподобляет ложесна, в которых созидаются и образуются младенцы. Итак, и то, говорит, что не получило во утробе образования, видели очи Твои. А //Варин// касательно речения: Βυβλιον, говорит: Βυβλιον различается от Βιβλιον первым (Βυβλιον) называется неписанная книга (каковое название дано антохийским apxиeреем от растения близ города Вавла), как в сдедующем местй: в книги (Βυβλιω) твоей все напишутся, а вторым (Βιβλιον) писанная. Впрочем касательно речения Βιβλιον он же думает, что оно пишется безразлично, и означает одно и то же, и у аттиков пишется чрез υ, а у ионийцев чрез ι. **Во днех созиждутся, и никтоже в них** (в числе их не созидаемый). Верующие, продолжает, христиане созиждутся светом и действием Святого Духа в создание отличное и чистейшее, противоположное созданию телесному, ночному и страстному, т. е. возродятся духовно чрез святое крещение; они то и пишутся в книгу Божию, и нет ни одного из сих возрождаемых крещением и вписываемых в cию книгу, который не усвоял бы себя духовно и не направлялся к добродетели. Мы это изъяснили по возможности, основываясь на словах //Григория Богослова//. А //Златоуст//, называя сие место неясным и темным, подает только мысль, по переводу другого толковника, следующую: не образовавшегося и несовершенного еще видели меня очи Твои, Господи, и видели столь точно, как видят тех, которые написаны в книге Твоей, т. е. как видят в свое время и совершенно образовавшихся, которые не требуют ни одного полного совершенства более для состава своего. Яснее же это у //Златословесного//: Очи Твои видели меня так ясно еще до создания и образования моего, как видели его уже достигнувшего полноты и не требовавшего уже ни одного дня для совершенства и полноты состава, так как бы он вдруг, по рождении своем, сделался по возрасту совершенным и в Твоих книгах написанным, т. е. в твоем знании и в твердой памяти. А чтобы ты знал, что это истинно, то выслушай изъяснение //другого//: Необразовавшегося еще видели меня очи Твои вместе со всеми написанными в книге Твоей, днем созидающимися, которым нет надобности ни в каком (т. е. дне). Почти таково же изъяснение и //Феодоритово// на сии слова, в котором прибавлено еще, что под книгою должно разуметь всеобъемлющее знание (Божие) и ничего не забывающую память Божию. //Безыменного//: Никакого смешения не будет в тот день суда между созданными: ибо ни грешник не найдется в числе праведников, ни праведник между грешниками; но по непогрешительному знанию всех будет разделено Богом каждому свое по приличию. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** **Не соделанное мне** – не доконченное зарождение, когда я был еще в зародыше. Второе полустишие, по-видимому, показывает основание, почему Бог видит людей еще в зародыше их; потому что все, являющиеся к существованию, в мысли (идее) Божией давно уже существовали, давно записаны в книгу Его Духа [[old:ish:32:33|(Исх. 32:33)]] такими самыми, какими они некогда будут и как будут жить; **во днех** – постепенно, со временем – идея о них осуществляется в действительность, в матерней утробе образуется то, чем они уже были пред Богом, когда в действительности не существовал еще ни один из них (**никто же в них**, т.е. не существует). В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было; т.е. прежде чем я стал жить в действительности, время жизни моей уже было определено у Тебя. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** См. Толкование на [[old:ps:138:13#lopuxin_ap|Пс. 138:13]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них** См. Толкование на [[old:ps:138:15#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 138:15]] [<10>]