[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:21 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях** **Не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех?** Любил и принимал я друзей Твоих; врагов же Твоих совершенно возненавидел. А враги Божии, во-первых и в собственном смысле, нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-22 **Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми** Так и Бог обещал быть вра­гом врагам и противником противникам их; это особен­ный знак дружбы; и он воздает Богу тем и другим. Выше сказал: //«мне весьма почтенны друзья Твои, Боже»//; а здесь: **«не возненавидел ли я ненавидящих Тебя»**; и там с чрезвычайной силою, и здесь с чрезвычайною силою, потому что не только **«возненавидел»**, говорит, но и **«не сокрушался»**. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях** Такова любовь царя-пророка к Богу, что ненавидящие Бога были для него врагами по причине ненависти их к Богу. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 21-22 **Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех? и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми** Твоей предан я любви, Владыка; одно с Тобою хочу и любить и ненавидеть. Поэтому, привязанных к благоугождению Тебе и люблю и почитаю, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но скорбя о них, истаеваю от скорби. Хотя ненавижу их, как беззаконных, но сожалею о них, как о людях; по естественному состраданию принужден плакать о них, но гнушаюсь ими опять по великому их лукавству. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 21-22 **Нe ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми** Сказав выше о друзьях Божиих: мне же весьма почтенны были други Твои, Боже, Давид теперь говорит здесь противное тому о врагах Божиих, что я, Господи, ненавидел тех, которые ненавидят Тебя, и как уважение к друзьям Божиим у него было чрезмерное: ибо весьма, говорит, почтенны были; так и ненависть ко врагам Божиим равномерно в нем была сильна, потому что от гнева, которым против них кипел, он истаевал, т. е. сгорал. Слова неизвестного у //Никиты//: Тот ненавидит мысленных врагов совершенною ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее бесстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди. Слова блаж. //Августина//: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло. С сим согласно сказал и //Златоуст//: Что же? Неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они и были еллины? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела, и превратные мысли их. Человек есть творение Божие; а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским (Беседа 33, на 1 Кор), //Феодорита//: Я привязан к Твоей любви, Владыко; потому то и люблю и почитаю истинных служителей Твоих; а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но и огорчаюсь против них и истаеваю от них. Ибо я ненавижу их, как законопреступников, а сожалею о них, как о людях и, по естественной сострадательности к ним, вынуждаюсь оплакивать их, а по причине великого развращения их я опять гнушаюсь ими. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях** Давид не только не друг нечестивцам; он ненавидит их, т.к. враги Божии и его враги. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях** См. Толкование на [[old:ps:138:19#lopuxin_ap|Пс. 138:19]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 21–22 **Не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги Быша ми** Похваляется ли здесь пророк пред Богом в своей ненависти ко врагам Божиим или только признается в ней, как в общечеловеческой слабости, – и это уже не безразлично, потому что ему хорошо известна была заповедь Божия о любви к ближнему, которая в новозаветной Церкви возвышена на степень любви ко врагам. Заповедь эта стоит в прямом противоречии с ненавистию к кому бы то ни было, а потому апостол Павел и заповедует христианам: «//Умоляю вас, братие... будьте братолюбивы друг к другу... если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя... но дайте место гневу Божию//» [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1]], [[new:rim:12:10|10]], [[new:rim:12:18|18–19)]]. Таким образом, признание пророка в ненависти его к врагам Божиим как бы навлекает на него тень немиролюбия, человеконенавидения и вражды; тем более, что он говорит о себе в столь сильных выражениях: «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя... Полною ненавистию ненавижу их: враги они мне» (пер. с евр.). Но здесь нельзя не принять во внимание те обстоятельства, из-за которых возникли ненависть пророка к ненавидящим Господа Бога и вражда его к ним. Он сильно и горячо любил Господа, восхищался делами Его премудрости и всемогущества, благоговел пред величием Его непостижимой благости и милосердия, с преданностью и готовностью исполнял Его святую волю ([[old:ps:017:02|Пс. 17:2]], [[old:ps:118:047|118:47]], [[old:ps:118:097|97]] и др.), и потому столь же сильно и горячо ненавидел всех врагов Божиих, к которым принадлежат люди, словами и делами своими оскорбляющие Господа, уничижающие Его величие и славу; он считал их поэтому и своими злейшими врагами. В псалмах его мы часто встречаем выражения, свидетельствующие о ненависти его к людям беззаконным и нечестивым, со всеми законопреступными их делами: «//Возненавидел я//, – говорит он, – //сборище злонамеренных//» [[old:ps:025:05|(Пс. 25:5)]]; «//дело преступное я ненавижу, тайно клевещущего на ближнего изгоню//» [[old:ps:100:03|(Пс.100:3]], [[old:ps:100:05|5)]]; «//ненавижу всякий путь лжи, ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю//» [[old:ps:118:104|(Пс. 118:104]], [[old:ps:118:163|163)]]. Здесь чувства ненависти к людям нечестивым и беззаконным перемешиваются у пророка с чувствами любви к Богу и ревности о славе Божией, и последствием такого смешения чувств является то, что ненависть к людям беззаконным возбуждает в душе пророка желание, чтобы такие люди не существовали, или были истреблены Господом: «//Да исчезнут грешники с земли//, – говорит он [[old:ps:103:35|(Пс. 103:35)]], – //и беззаконных да не будет более//». И столь ярко выраженная ненависть пророка к беззаконным и нечестивым, как врагам Божиим, без сомнения, относится не столько к лицам, сколько к их порокам, и если эти беззаконники не перестают противоборствовать Богу, то и мы, хотя и обязаны жить в мире со всеми, но должны сильно противостоять враждебным действиям беззаконных, а не молчать, чтобы молчанием своим не оказать содействия их противозаконной деятельности и являться, таким образом, изменниками правды Божией, которую мы должны ревностно защищать. О сем есть выраженные мнения и у наших святителей, Иоанна Златоуста и блж. Феодорита, из коих первый говорит: «Что же? неужели не должно ненавидеть врагов, хотя бы они были и эллины? Должно ненавидеть, но не их, а учение их, не человека, а злые дела и превратные мысли их. Человек есть творение Божие, а заблуждение есть дело диавольское: посему не смешивай Божие с диавольским» [7, с. 1090]. А второй, т.е. Феодорит, – так «Я привязан к Твоей любви, Владыко, потому-то и люблю, и почитаю истинных служителей Твоих, а ненавидящих Тебя не только ненавижу, но и огорчаюсь против них и **истаеваю** от них. Ибо я ненавижу их, как законопреступников, а сожалею о них, как о людях, и, по естественной сострадательности к ним, вынуждаюсь оплакивать их, а по причине великого развращения их, я опять гнушаюсь ими» [7, с 1090]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]