[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя** **Изми мя Господи от человека лукава.**По причине обиды, нанесенной демонами человеческой природе, вопиет к Богу, чтобы сотворил отмщение, и обиду эту обратил на главу обидевших. Но можно разуметь, что это сказано и о врагах чувственных. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя** Где теперь те, которые говорят: для чего дикие звери, для чего скорпионы, для чего ехидны? Вот находится живот­ное, которое обнаруживает большую злобу, не по природе своей, а по воле – человек. Поэтому и пророк, не упоминая о всех других, просит избавить от него. Скажи же мне: если чело­век таков, то неужели не следовало и существовать людям? Говорить это крайне безумно, потому что нет ничего вредного в человеке, кроме одного только греха, и когда уничтожен грех, тогда все легко, удобно, мирно, а когда он существует, тогда во всем подводные камни, бури, кораблекрушения. Пусть никто не осуждает нас, что мы назвали человека порочного худшим дикого зверя. Зверь, хотя не имеет кротости от природы, но легко может быть обманут и проявить себя тем, что он есть; а от человека, замышляющего зло и принимаю­щего на себя различные виды, остеречься гораздо труднее, не­жели от дикого зверя; часто он одевается шкурою овцы, а внутри скрывает волка; поэтому многие неосторожные и впа­дают в его сети. Так как трудно уловить подобных зве­рей, то пророк обращается к молитве и призывает помощь Божию для избавления от такой напасти. Чрез подобных лю­дей часто и диавол действует, и таким образом поражает. Итак, напастей много со всех сторон: и порочный человек нападает, и злой бес враждует, и невыносимое искушение беспокоит. Потому нам и заповедано говорить в молитве: //«и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»// [[new:mf:06:13|(Мф.6:13)]]. Разнообразна борьба, многоразличны нападения, ко всему надобно быть готовым. Как тот, кто намеревается выйти в море, должен предвидеть и стремление беспорядочных вод, и на­пор буйных ветров, и скопление облаков, и подводные камни, и скалы, и встречи с дикими зверями, и нападения морских разбойников, и голод, и жажду, и опасности моря, и неудоб­ства пристани, и сопротивление мореплавателей, и недостаток съестных припасов, и все подобное, и ко всему быть готовым, – так точно и вступивший в водоворот настоящей жизни дол­жен быть готовым и к страданиям тела, и к болезням души, и к козням людей, и к нападениям врагов, и к обманам мнимых друзей, и к бедности, и к искушениям, и к клеветам, и к полчищам бесов, и к ярости диавола, если он хочет достигнуть царственного города и войти в пристань с полным грузом. Итак, здесь пророк называет **«человека лукавого»**; а когда говорится о диаволе, то он называется просто лукавым. Почему же? Потому, что диавол сам есть отец лукавства; поэтому он по преимуществу и называется лукавым, и вместо собственного достаточно ему этого прилагательного имени, по причине чрезмерной злобы его, которая, впрочем, не врожденна ему, но произошла после. Если хочешь знать, откуда произошло и самое название лукавство, то можешь и отсюда получить для себя великую пользу. **«Лукавством»** (πονηρία) оно называется потому, что причиняет муку (πόνον) и изнурение тому, кто предан ему. Вот почему и Премудрый, указывая на это, говорит: //«если ты мудр, то мудр для себя и для ближних твоих; и если буен, то один потерпишь»// [[old:pr:09:12|(Притч.9:12)]]. Потому и пророк, сказав: **«удали меня, Господи, от человека лукавого, при­бавляет: от мужа неправедного избавь меня»**, разумея опять порок вообще, потому что он говорит здесь о неправде не только в отношении к имуществу, но ко всему. Пророк просит изба­вить его, чтобы не пасть, или чтобы самому не сделаться таким же. Притом просит не просто, но сделав должное и с своей стороны. Вот почему в конце предыдущего псалма он сказал, что избегаем, их и общества их, а здесь просит помощи Божией; там он оказал должное с своей стороны, сказав: //«мужи кровожадные, удалитесь от меня! Ибо вы дерзки в замыслах»// [[old:ps:138:19|(Пс.138:19–20)]], а здесь просит Бога избавить его от их нече­стия. Действительно, удаляться от подобных обществ и как можно дальше держать себя от сношения с злыми – это не только способствует благоденствию, безопасности, свободе и вся­кому удовольствию, но и есть величайшее счастье. **//Беседы на псалмы. На псалом 139.//** ---- Замечательно, что пророк не молился об избавлении от демонов, львов или драконов, но – **от лукавого человека**. Очевидно, значит, лукавые люди хуже львов. В самом деле, львы пощадили Даниила, а иудеи Господа распяли на кресте; Илию вороны питали на горе, а Иосифа братья пожрали, продали, не вняв его мольбам. Умо­лял их отрок не продавать его иноплеменникам, но ни мольбы его не смягчили их чрезмерного бессердечия, ни юный возраст не внушил им жалости, ни братская кровь не заговорила в них, как будто не один и тот же сеятель посеял их и не одна и та же почти нива возрастила их; но без всякой пощады они благородней­шего и притом брата продали как раба. **"Удали меня, Господи, от человека лукавого»**. Дикие пчелы питали Иоанна в пустыне, а Иродиада во время пира обезглавила его. Драконы, змеи и аспиды стыдились этого человека, а развратная женщина не устыдилась пророка. Даниил в Вавилоне истребил дракона, а Давид не смог победить зависти Саула. Змей только обольстил Еву, а Каин своим коварством погубил брата. Собака Каин, подвергаемый ударам, подчиняется Владыке, а Иуда, питаемый, предал Господа. **"Удали меня, Господи, от человека лукавого»**, а не от зверей, – потому что злобы зверей все обере­гаются, а лукавые люди скрывают свою злобу под видом кротости. Подобно тому как отравители часто прибегают к помощи меда, чтобы его сладостью смягчить горечь яда, так у лукавых людей – в устах сладкие слова, а в сердце – горький нрав, на языке они носят мед, а в уме куют меч, иными представляясь совне, и иными таясь внутри. Лукавый человек, конечно, опаснее зверя; а как – послушай. Зверь, не имея разума, не находит зла против человека, потому что он не соображает и не пользуется указаниями ума и хитрости; а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях, и когда хочет, при его помощи изобретает ло­вушки. **"Удали меня, Господи, от человека лукавого»**. Не от злого ангела. Есть, ведь, и злые ангелы, о чем упоминает Давид: //«послал на них яростный гнев... Свой: ярость и гнев и скорбь, низведенные чрез ангелов (посылающих) бедствия. Проложил путь гневу Своему»// [[old:ps:077:49|(Пс.77:49–50)]]. Но злой человек хуже злого ангела, потому что злой ангел исполняет повеления Божии, а злой человек искажает Его повеления. Что злее диавола? Но, однако, позавидовав Иову, он не осмелился приступить к нему без божественного повеления. А злой человек, слыша: //«любите врагов ваших»// [[new:mf:05:44|(Мф.5:44)]], не только не любит врагов, но даже и благоде­телей ненавидит, и их ищет убить, как это делал Саул с Давидом. В самом деле, Давид низложил его противника Голиафа и освободил его от страха, а он коварствовал убить его. Затем, злого духа Давид прогонял от него своей игрой на гуслях, а он изощрял меч на него и потрясал копьем. Таков злой человек: чем больше получает он благодеяний, тем больше разжигается завистью. Сила благодеяния является пищей для злобы благодетель­ствуемого человека. **"Удали меня, Господи, от человека лукавого»**, – не от бесов. Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог: //«Александр медник//, – гово­рит он, –// много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его»// [[new:2tim:04:14|(2Тим.4:14)]]. **«Удали меня, Господи, от человека лукавого»**, – не от человека доброго. //«Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое»// [[new:mf:12:35|(Мф.12:35)]], и из своего сердца, как бы от корня какого, каждый из них возвращает свое, добрый – доброту, а лукавый – лукавство. И как от горького корня и ветви, и листья, и цвет, и плоды – все горькое, так и у лукавого человека и походка, и взгляд, и вид, и дей­ствия – лукавы. Так, о ногах их говорит Премудрый: //«оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо, потому что ноги их бегут ко злу»// [[old:pr:04:15|(Притч.4:15]], [[old:pr:01:16|1:16)]]. Что касается рук их, то вот как молится пророк: //«избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика»// [[old:ps:070:04|(Пс.70:4)]]. Об оке лукавом говорил Господь: //«или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»// [[new:mf:20:15|(Мф.20:15)]] **«Удали меня, Господи, от человека лукавого»**. Такой человек сплетает коварство, изощряется в лице­мерии, кует в сердце зависть. **«От человека лукавого»**, – не от человека праведного, потому что //«праведный печется и о жизни скота своего»//, как написано [[old:pr:12:10|(Притч.12:10)]], а неправедные даже на души людей покушаются. //«Праведный печется и о жизни скота своего»//, как Моисей, взойдя на гору, напоил овец Иофора, а неправедный фараон первородных еврейских топил в реке: один водою поил овец, а другой водою же губил людей. **"Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня".** Посмотрим, от кого в частности молит пророк избавить себя. Лукавый человек – это Доик, а муж неправедный – Саул. Именно, Давид, убегая от Саула, пришел в Номву, город священников, и здесь священник Авимелех дал ему копье Голиафа иноплеменника и хлебы предложения. Доик же идумеянин, надзиратель ослов Сауловых, был свидетелем того, что здесь произошло; он пошел и оклеветал Давида и священника Авимелеха, говоря: вчера я был в городе Номве, и там был Да­вид, и священник Авимелех дал ему хлебы и копье Голиафа иноплеменника. Тогда Саул, разгневавшись и весь исполнившись ярости, говорит окружающим его воинам: убейте священников, живущих в городе Номве. Те не смели поднять рук на священников, так как страх Божий удерживал их руки, а прежде рук – намерения. Тогда, обращаясь к Доику, Саул говорит: умертви ты всех свя­щенников Господних, не щади ни старца, ни юноши, ни женщины, ни девицы, ни младенца, ни сосущего грудь; уничтожь все, до осла, овцы и тельца включительно. Доик пошел и, разделив свой отряд, одним приказал окружить город, чтобы никто не убежал и не спасся, другим же приказал поджигать город, а сам, как лев, алчущий крови, устремился на жителей города, как на овец, заключенных в ограде, и убил в тот день триста пятьдесят иереев, носив­ших эфод, и не пощадил ни старца, ни юноши, ни девицы, ни женщины, ни грудного младенца, и ни одной головы из овец, тель­цов и ослов, а сам город сжег огнем. Тогда Давид, узнав об этом, убегая говорил: **«Удали меня, Господи, от человека лукавого, от мужа неправедного избавь меня"**. Действительно, необычайные жестокости были совершены: кровь юношей смешалась с кровью детей, уста младенцев сжимали материнскую грудь, незрелая жатва была снята прежде времени, колосья прежде времени подрезаны серпом, и виноград, еще не созревший, уничтожен градом; женские тайны, которые нужно было скрывать, обнаружены были пред всеми, потому что головные покровы срывались и волосы рассыпались, обнажались груди, которые даже лучей солнца стыдятся, и члены, которые сама природа научает скрывать. Да кто может изобразить все то, что тогда было совершено? **//Беседа на псалом 139 (spuria).//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 1-4 **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя: иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани: изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя** Как ты думаешь, кто человек лукавый, муж неправедный, грешник, весь день ополчающий брани, с ядом аспида под устами? - Это диавол. - Когда Святый Давид проклинает врагов, или правильнее, устами его Дух Святый, то в этих случаях надо всегда разуметь духов нечистых, врагов рода человеческаго, отнявших у нас рай, хотящих отнять дарованное нам Богом искупление и спасение. В Писаниии диавол иногда называется человеком. Так Спаситель назвал посеявшаго плевелы между пшеницею //"врагом - человеком"//. **//Письма.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя** И ты имеешь нужду молиться таким образом. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец, псалом Давиду** Блаженный Давид, гонимый Саулом, призывает в помощь Бога всяческих. **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя** Неправедный есть Саул, неблагодарный и благодетелю; потому что старался убить блаженнаго Давида, который не только ничем не обидел его, но и делал ему много добраго. ===== Евфимий Зигабен ===== **Изми мя, Господи, от человека лукава **(беспокойного),** и от мужа неправедна избави мя** Освободи меня, Господи, так начинает, от человека лукавого, или злодея; где злым называется беспокойный, потому что зло причиняет беспокойства и утомление производившему, или усвоившему его себе; почему и Соломон сказал: если ты зол, один почерпнешь себе зло [[old:pr:09:12|(Прит. 9, 12)]]. За сим открывает, кого он именует злым, именно неправедного и беззаконного человека. Как от такового (злого и неправедного человека) никто не может легко укрыться сам собою, то посему Давид просит помощи у Бога, дабы при божественной сей помощи, как говорит //Златоуст//, освободиться от него. Смотри при сем и в [[old:ps:042:01|42м]] псалме изъяснение слов: от человека неправедного и льстивого избавь меня. Итак, поелику в предыдущем псалме Давид сказал: мужи кровей, удалитесь от меня, а равно и в 6м псалме: отступите от меня все делатели беззакония; иначе Давид сими словами показал, что он отвращается и убегает злых и неправедных людей сам собою: то посему теперь просит Бога о содействии ему в совершенном отвращении от таковых людей; так как нужно, чтобы человек не был в бездействии, но прежде сам делал то добро, которое зависит от него, а потом просил Бога о содействии ему, хотя и сие со стороны его добро он производит при помощи Божией, как сказано: без Меня не можете делать ничего [[new:in:15:05|(Иоан. 15, 5)]]. Потому что и Бог не содействует тебе, человек, когда ты нерадишь и не стараешься делать добро, ни наоборот, ты не можешь совершить ничего доброго своим старанием, если Бог не поможет Тебе. Слова //Златословесного//: Где теперь вопрошающие: для чего это звери? для чего змеи? Ибо вот и человек хотя есть животное, но еще большую лютость показывает в себе, не по природе, а по расположенности. Потому то пророк более просит Бога о избавлении его от него и призывает Его на помощь против сего; так как тот зверь оказывается тем, что есть, а человек с намерением делает зло и, многими личинами прикрываясь, он тем ужаснее и часто, нося на себе овечью кожу, внутри себя скрывает волка. В таковых часто скрывается и таким образом пускает стрелы и диавол. Ибо много везде злоумышлений со стороны злого человека, свирепого диавола и несносного искушения. Потому мы и в молитве говорим: не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Здесь лукавого называет человеком, а когда говорится о диаволе, то просто называет его лукавым, потому что он сделался отцом зла, и преимущественно называется злым. А неправедным именует не просто неправедного касательно денег, но и вообще в отношении ко всему. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя** Большинство толковников совершенно справедливо относят этот псалом, сходный с другими Давидовыми псалмами (напр. [[old:ps:007:start|7,]] [[old:ps:054:start|54,]] [[old:ps:056:start|56]] и т. д.), ко временам гонений Давида от Саула (клевета Доика, Зифиты). Псалмопевцу угрожают злобные, враждебные люди, которые подымают против него ядовитые свои языки (**яко змиин яд аспидов**) и приготовляют ему погибель; он молит о спасении от них. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В конец, псалом Давиду** Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с псалмами [[old:ps:057:start|57]] и [[old:ps:063:start|63]]. Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец, псалом Давиду** Псалом сей всеми толковниками согласно приписывается Давиду, как видно это и из древнейшего надписания его: **В конец, псалом Давиду**, – а по переводу с еврейского: «Начальнику хора. Псалом Давида». По содержанию своему он представляет, с одной стороны, жалобу пророка Господу Богу на непримиримую злобу врагов его, на их клеветы и коварства против него, а с другой – усердную молитву его к Богу о сохранении и избавлении от вражеских нападений и об отмщении врагам. Ст. 1–3 **Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя: иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани: изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** Под именем **лукаваго человека** пророк разумеет человека нечестного, действующего не прямодушно, не по совести, притворяющегося добрым и искренним, на самом же деле коварного, завистливого и зложелательного, почти такого же, какого он называет тут же **мужем неправедным** (injustus). У пророка и царя Давида таких, злобно против него настроенных, немало было не только в его царстве, но и при самом царском дворе его, даже в собственном его доме. Таковыми были Ахитофел, придворный советник, Авессалом, сын Давида, и прежде всего, сам царь Саул. Эти **лукавые** и** неправедные мужи** не только **помышляли неправду в сердцах своих**, но и **весь день**, т.е. «всякий день, ежедневно» **ополчаху брани**, как царь Саул, который только тем и занят был, что, преследуя Давида, поднимал против него ополчения и брани. «Избавь меня, Господи, – молит Давид, – от человека злого: сохрани меня от притеснителя, которые помышляют зло в сердце, всякий день воздвигают брани, острят язык свой, как змий, яд аспида в устах их» (пер. с евр.). Описывая злобу и коварство своих врагов, пророк тем свидетельствует, что он безвинно подвергается всем напастям и притеснениям с их стороны, и просит, чтобы Господь сохранил его от всех этих напастей. Эти злые и неправедные люди, говорит он, изострили язык свой для того, чтобы испустить зловредный яд хитрых и коварных слов своих и причинить мне как можно больше вреда, и в устах их находится злонамеренное и душепагубное слово, как у змия, искусителя праотцев наших, и это слово уподобляется яду аспида, повреждающему и погубляющему невинных. «Видишь ли, возлюбленный, – говорит св. Иоанн Златоуст, – как злокачественность превратила таких людей в зверей, аспидов и змей, не изменив природы их, но превратив расположенность их в бесчеловечие и жестокость. А что наиболее составляет злокачественность их, – это то, что они не только хитры, злы и готовы к восстаниям и браням, но и во всю жизнь ведут брань; притом не только тогда, как если бы только хотели вести брань, но они в ближних своих пускают стрелы; и, что ужаснее, не быв увлечены к тому нечаянно, но с предварительным рассуждением о сем, ибо умыслили – значил со старанием, со всею охотою (умыслили)» [7, с. 1092–1093]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]