[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** Видишь ли низость порока? Лю­дей он делает зверями, аспидами и змиями, и разумный язык превращает в зверский. В чем он обвинял их выше, в том опять обвиняет и здесь. В чем же именно? **«Яд аспидов в устах их»**, говорит, всегда, постоянно. Как выше он сказал: //«всякий день готовились к брани»//, так и здесь: **«изощряли язык свой, как у змеи: яд аспидов в устах их»**; именно это везде означает διάψαλμα, которое по-еврейски называется: «сел», т.е. постоянно. Если кратковременный порок есть тяжкое зло, то какое прощение, какое оправдание могут иметь те, которые постоянно упражняются в нем и никогда не насы­щаются? **//Беседы на псалмы. На псалом 139.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** См. Толкование на [[old:ps:139:01#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 139:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** Потому что Саул многократно употреблял хитрость, намеревался убить Давида, многократно, поклявшись и говоря с ним дружелюбно, нарушал клятвы. Посему, притворный нрав и сокрытое лукавство справедливо уподобил Пророк яду пресмыкающихся животных. ===== Евфимий Зигабен ===== **Изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их** Сии, говорит, злые и неправедные люди изострили язык свой для того, чтобы испустить тлетворный яд хитрых и вредных слов своих и под губами у них, т. е. в устах их находится злонамеренное и душевредное слово, которое уподобляется яду аспида, потому что повреждает и погубляет невинных. Видишь ли, возлюбленный, как злокачественность превратила таких людей в зверей, аспидов и змий, не изменив природы их, но превратив расположенность их, по словам //Златоуста//, в бесчеловечие и жестокость. У //Златоуста// написано: Яд же аспидов под губами их всегда. Ибо находящееся здесь пресечение (διαψαλμα) означает: всегда. И о сем пресечении можешь прочитать в первом томе 7ю главу предисловия. Слова //Eвceвия//: Они готовы к обману, подобно оному змию, обманувшему некогда в раю жену, ибо и он приступал к жене с притворным видом дружества, представляясь заботящимся и старающимся о ней, но в словах своих скрывал смертоносный яд преступления. Таковы, по моему мнению, и безбожные еретики и те, которые мудростью Мира сего вооружаются на брань и изощряют язык свой, скрывая в то же время под губами своими яд аспидов, т. е. неких злых сил. //Феодорита//: Ибо Саул посредством хитрости часто старался истребить его и многократно поклявшись и употребив дружеские слова, преступал клятвы свои. Сию-то тайную вражду и скрытную хитрость прилично уподобил яду пресмыкающихся зверей. ===== Лопухин А.П. ===== **изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** //Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета// //"Всякий день ополчаются на брань"// - каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их** См. Толкование на [[old:ps:139:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 139:1]] [<10>]