[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима** Нет никого неправеднее людей, которые, упражняясь во зле, прежде всех других причи­няют вред собственной своей душе. В самом деле, если они бывают виновниками соблазна, если они подают повод нера­зумным поносить славу Божию, если они не исполняют долж­ного, но, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, не оказывают признательности и, наслаждаясь такими благами такого мира, воздают Благодетелю делами противными, то, что может быть неправеднее этого, что неблагодарнее? Притом они, – что делает зло еще более тяжким и крайне великим, – стараются причинить вред и другим. **«Задумали**, – говорит, – **запнуть стопы мои»**. Если же замыслы их не исполнились, то это было делом человеколюбия Божия. Он разрушил коварные замыслы их. Посмотри, как старательно было коварство их, с ка­кой тщательностью строились козни их. Они скрывали и рас­ширяли сети, и притом //«на пути»//, чтобы и протяжением их, и скрытностью, и близостью, уловить и захватить в свои руки. Они были художниками зла, везде расставляли сети, считая единственным своим делом погубить его. Хочешь ли знать, как и диавол расставляет подобные сети? Посмотри опять на случившееся с Иовом. Что шире, что длиннее, что ближе се­тей, которые расставил он не только в ближних, в друзьях, в жене, но и в самом теле его? **//Беседы на псалмы. На псалом 139.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя** См. Толкование на [[old:ps:139:01#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 139:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя** **«Сохрани мя Господи из руки грешничи, от человек неправедных избави мя».** Молитва, – приличная Праведнику; потому что просит не погибели врагам, но себе спасения. **«Иже помыслиша запяти стопы моя».** Блаженный Давид, изгнанный Саулом, бежал к иноплеменникам, они-же были злочестивые и делатели всякаго беззакония. А потому Давид и достоин удивления, что везде был хранителем благочестия, не соглашался раболепствовать нуждам; хотя этот гонитель мой, говорит Давид, едва не запял стопы моего благочестия. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя** **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя** Опять и здесь Давид повторяет то, что сказал выше, чтобы распространить и усилить прошение свое. Грешный же и неправедный в сем месте есть всякий человек, согрешающий каким бы то ни было способом; также тот, кто обижает себя, или другого; ибо таковой неправедник обижает самого себя постоянно и всегда всяким, производимым им грехом, а другого не обижает постоянно и всегда всяким чинимым им грехом (так, например, убивающий самого себя не обижает другого). Но писание часто называет как вообще всякую добродетель правдою, так напротив того все злые дела именует неправдою. //Феодорита//: Молитва приличная праведнику! Ибо он просит не погибели врагу, но спасения себя. **Иже помыслиша запяти стопы моя** См. Толкование на [[old:ps:139:05#evfimij_zigaben|Пс. 139:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя** Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима: при стези соблазны положиша ми** Здесь почти в тех же выражениях, как и выше, пророк продолжает свою жалобу на врагов своих, называя их грешниками, неправедными и гордыми, и опять молит Господа Бога, чтобы сохранил его от их враждебных замыслов и тех злокозненных сетей, какие они расставили на жизненном пути его, для его уловления. Чтобы показать, что в числе врагов своих разумеет не простых и обыкновенных заурядных, но людей, занимающих в обществе высокое положение, – называет их** гордыми**, относящимися к нему с пренебрежением и в то же время измышляющими хитрые и коварные планы (**сети, ужы, соблазны**) для того, чтобы удобнее погубить его. «Соблюди меня, Господи, от руки нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои. Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня» (пер. с евр.). Св. Иоанн Златоуст так рассуждает о сем: «Ничто не может быть несправедливее питающих в себе злобу, которые прежде других вредят своим душам. Ибо когда они бывают причиною соблазна, когда бывают виновниками поношения славы Божией у безумных, когда, получив душу и тело от человеколюбивого Бога, нерадят о воздаяниях, но, наслаждаясь толикою красотою мира и таким благом, воздают Благодетелю противными действиями; то что может быть несправедливее их? Что неблагодарнее? И, что еще важнее и сильнее показывает чрезмерность их злонравия, они стараются делать зло другим. Умыслили, говорит, положить препону стопам моим. А если умысел их не приведен в действие, то это строение человеколюбия Божия. Он рассек злые их умыслы. Хочешь ли знать, как и диавол полагает такие же петли (веревки)? Смотри, что случилось с Иовом. Что могло быть обширнее их. Что длиннее? Что ближе, когда он устроил сети не чрез родственников только и друзей, и жену, но и чрез самое тело его?» [7, с. 1094] По словам блж. Феодорита, пророк «гордым» называет самого Саула, «сетию и вервиями, и преткновениями» – различные умыслы, слова и скрытные действия. А это сказано несобственными словами, взятыми от подобия ловцов, расставляющих силки и петли для ног и сети» [7, с. 1094]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]