[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** **Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику.** Желаю, Господи, вожделевать спасения: поэтому, не оставь меня и не попусти, чтобы, уклонившись от сего желания, предан я был грешнику, т. е. диаволу. **Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.** Молит Бога укрыть его под кровом крил Своих и под державною рукою Своею, из которой никто не может исхитить, и молит о сем для того, чтобы враги не подумали о себе высоко, как поступают они в других случаях. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** Другой (Симмах и Феодотион): //«не дай, Господи, по желаниям беззаконного»// (τας επιθυμίας του παρανόμου). Смысл слов его следующий: не дай по желанию против меня, т.е. чего желает он про­тив меня, того не дай ему исполнить. Не сказал: чего желает, но: **«от желания моего»**, выражая как бы следующее: не дай исполниться ни малейшей части того, чего он желает. Та­ковы люди нечестивые; они с великим старанием строят козни ближним, подобно диаволу, о котором говорится: ходит //«как рыкающий лев, ища, кого поглотить»// [[new:1pet:05:08|(1Пет.5:8)]]. Так старательно он напал на Иова; так хотел низложить Петра, почему и сказал Господь: //«се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу»// [[new:lk:22:31|(Лк.22:31)]]. Видишь ли, какое имел он жела­ние? Есть и люди, которые по зависти и ненависти соревнуют ему в злобе, радуясь бедствиям других. Таких людей Писа­ние называет несчастными: увы, говорит оно, //«которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом»// [[old:pr:02:14|(Притч.2:14)]]; и весьма спра­ведливо, потому что это – знак развращенной души. Если о по­гибающих должно скорбеть, сетовать и плакать, то какое про­щение, какое оправдание могут иметь те, которые не только не сострадают, но еще радуются? Не видишь ли, как и Сам Христос, приступая к казни, плачет о погибели Иерусалима? Не видишь ли, как и Павел скорбит, сетует и плачет о погибели других? Но есть люди столь развратные, что чужие несчастья считают для себя утешением в своих бедствиях. **«Они замыслили против меня, не оставь меня, да не превознесутся»**: это значит: διάψαλμα. Другой (Симмах и неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«чтобы они никогда не возносились»// (μὴ αποβαίης). Вот знак нечестивой и развратной души, – когда прила­гают старание, совещание и усилия к совершению зла. Для тебя недостаточно того, что случается нечаянно, недостаточно губить нас по неосторожности, но нужно еще совещание, время и размышление для совершения зла. Какое же оправдание можешь иметь ты, обращающий коварство в занятие, делающий совещания для совершения зла и призывающий сообщников? Но посмотри на смирение пророка. Он не сказал: не оставь меня, потому что я достоин того, не оставь меня за добродетели моей жизни; но что? – **«да не превознесутся»**, чтобы они не сделались более надменными и не преда­лись большей гордости от моей беспомощности. **//Беседы на псалмы. На псалом 139.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** **«Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику».** //Симмах// перевел сие так: //не дай Господи пожеланий законопреступнаго//; а подобно сему перевели //Феодотион// и //Акила//, то есть, желающему умерщвления моего не дай увидеть исполнение пожелания. По переводу же Седмидесяти должно понимать так: да не получит чрез меня, чего желает; потому что я желаю спастись, а он желает убить меня; поэтому не предай ему моего желания. **«Помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся».** Весь помысл устремляют к тому, чтобы убить меня. Посему не лишай меня промышления Твоего, чтобы не подать им повода к похвальбе. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** **Не предаждь мене, Господи, от желания моего **(за похотствование мое)** грешнику!** Не попусти, говорит, Господи, мне быть предану грешнику бесу за злое мое вожделение: ибо и мне, как человеку, случается иметь иногда злое вожделение. Но по сей причине прошу Тебя не осудить меня и не ввергнуть в руки демона. Грешник также есть и беззаконный человек. В переводе //Симмаха//: Не дай, Господи, вожделений беззаконного, т. е. по изъяснению //Златоуста//, не попусти ему исполнить желаемое им против меня. Другой же, т. е. //Никита//, выражение: от вожделения моего, изъясняет так: я желаю, говорит, спасения. Итак, не оставь меня, чтобы я, уклонившись от него, не предался сатане. Или и так: мое, говорит, желание не отпасть, а у грешников противное тому. Посему молю Тебя, не отними от моего желания и не предай им; а это может случиться тогда, когда Ты оставишь меня. К сему можем присоединить из //Златоуста// следующее: Не сказал: чего он желает, но: от желания моего, т. е. не дай ни малости из того, чего он желает. Ибо таковы злые: они с великим желанием составляют против ближнего умысел. //Безыменного//: И Писание называет их несчастными: горе, говорит, веселящимся о зле и радующимся о развращении злом [[old:pr:02:14|(Прит. 2, 14).]] Ибо есть столь развращенные, что чужие бедствия почитают утешением своим в несчастьях. **Помыслиша на мя; не остави мене, да не когда вознесутся.** Враги, говорит, мои чувственные и мысленные составили против меня умыслы и хитрости; почему прошу Тебя, Господи, не попусти мне быть побежденным от них, чтобы чрез сие оставление меня они не возгордились и не ожесточились еще более, хвалясь своею победою надо мною. ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** **Не предаждь мене Господи от желания моего грешнику.** Не предай меня врагу, чтобы он не уклонил меня от желания моего спасти душу. [[old:ps:139:11|Ст. 11.]] //Низложиши я в страстех// - потому что повергнешь их в несчастия, и они не устоят. Афан. и Феодор. объясняют сие о Сауле. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся** См. Толкование на [[old:ps:139:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 139:7]] [<10>]