[<10>] ====== Толкования на Пс. 140:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих** Поскольку знает, что хранение языка — дело великое; то просит Бога даровать ему силу воздерживать язык. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих** Испросив у Господа, чтобы молитва его была услышана и благоприятна, посмотри, какое первое приносит пророк прошение, какое моление. Он не сказал: дай мне богатство, дай мне по­чести от людей, дай мне победу над врагами, дай мне детей; ничего такого он не просит, но, оставив все это лежать на земле, просит того, чего должно просить у Бога. Как, скажешь, разве не нужно просить благ телесных? Нужно, но умеренно, как говорил Иаков: //«если [Господь] Бог... даст мне хлеб есть и одежду одеться»// [[old:gen:28:20|(Быт.28:20)]], и как Христос заповедал нам мо­литься: //«хлеб наш насущный дай нам на сей день»// [[new:mf:06:11|(Мф.6:11)]]. А, прежде всего, должно просить благ духовных. Так поступает Псалмопевец: **«положи**, говорит,** Господи, хранение устам моим»**. Видишь ли его мудрость? Видишь ли его любомудрие? С чего он начинает прошение? С величайшего из добрых дел, которое, будучи пренебрегаемо, становится причиною всех зол, а будучи ревностно исполняемо – причиною благ. Дей­ствительно, много зла причиняет болтливость языка, и напро­тив, воздержание его – много добра. Как нет никакой пользы от дома, города, стен, дверей, ворот, если нет при них стражей и людей знающих, когда надобно запирать их и когда отворять, так не будет пользы и от языка и уст, если ра­зум не будет приставлен открывать и закрывать их с точ­ностью и великою осмотрительностью, и знать, что нужно произ­носить и что держать внутри. Не столь многие, говорит Пре­мудрый, //«пали от острия меча..., сколько павших от языка»// [[old:prsir:28:21|(Сир.28:21)]]; и Христос говорит: //«не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека»// [[new:mf:15:11|(Мф.15:11)]]; и еще другой: //«для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих – дверь и запор»// [[old:prsir:28:29|(Сир.28:29)]]. Псалмопевец же, зная, что это дело весьма трудное, присовокупляет молитву и при­зывает Бога на помощь. Впрочем, и Премудрый выражает то же самое, когда говорит: //«кто даст мне... печать благоразумия на уста мои»// [[old:prsir:22:31|(Сир.22:31)]]? И нам надобно исполнять должное с своей стороны; потому он и говорит об этом в виде запо­веди: //«сделай... для уст твоих – дверь и запор»//; надобно просить и помощи Божией, чтобы наше усердие исполнилось на деле. Зная это, и пророк сказал: **«положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих»**. Какое же это ограждение, как не мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь упо­требляющих уста безрассудно? Ее поставь привратником и стражем, угрожающим совести, и она никогда не отворит двери безвременно, но во время, на пользу и на неисчислимые блага. Потому и сказал некто: //«помни о конце твоем, и вовек не согрешишь»// [[old:prsir:07:39|(Сир.7:39)]]. Видишь ли, как и этот предлагает ту же мысль? А я сделал ее более грозною, сказав, что она держит в руках не только то, что происходит при смерти, но и после смерти. Если будет так, то никакое зло не родится в душе. Сравни с этим и другое изречение, – что за всякое празд­ное слово дашь ответ в день судный [[new:mf:12:36|(Мф.12:36)]]. Вспомни, что отсюда и смерть произошла. Если бы жена не говорила со змием о том, о чем говорила, если бы не приняла слов его, то и сама не получила бы вреда, и мужу не дала бы плода, и он не вкусил бы. Говорю это не для того, чтобы винить язык и уста, – нет, – но неблаговременное их употребление, которое происходит от небрежности ума. Есть и другой путь погибели чрез уста, когда бывают лобзания постыдные и нечистые, или коварные и льстивые. И на них положи хранение. Таково было лобзание Иуды, исполненное коварства. Но не таково лобзание Павла, которым он заповедует лобзать друг друга: //«приветствуйте//, гово­рит,// друг друга лобзанием святым»// [[new:2kor:13:12|(2Кор.13:12)]]. Не таково было лобзание Давида с Ионафаном, но святое, честное, исполненное искренней любви [[old:1ts:20:41|(1Цар.20:41)]]. Таково же было лобзание тех, которые, пали на выю Павлову, и облобызали его [[new:act:20:37|(Деян.20:37)]]. Потому и говорит пророк **«положи, Господи, хранение устам моим и дверь**, не просто дверь, но прибавляет:** в ограждение»**, чтобы она все обнимала и сохраняла в безопасности. Есть и иной род погибели чрез язык, когда говорят: почему это так, для чего это так сделано? Укоряя тех, которые предлагают та­кие безрассудные вопросы, Павел говорит: //«ты кто, человек, что споришь с Богом?»// [[new:rim:09:20|(Рим.9:20)]]? Впрочем надобно охранять не только уста, но и мысль еще прежде уст. Потому и сказал некто: //«кто приставит бич к помышлениям моим..., чтобы они не щадили проступков моих»// [[old:prsir:23:02|(Сир.23:2)]]? Потому и Христос истребляет сами внутренние порочные помыслы, когда говорит: //«всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею»// [[new:mf:05:28|(Мф.5:28)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 140.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих** Никаким телесным членом человек не согрешает так, как языком, особенно во время скорби и напасти весьма трудно его удержать. Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно – молчать. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Положи Господи хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих** Создатель дал языку две ограды, ограду зубов и ограду устен, удерживая сим неразумныя его стремления. Впрочем Пророк испрашивает другаго хранения, чтобы в негодовании не сказать чего нибудь неприличнаго. А что, гонимый Саулом, не позволял он себе сказать иногда что-либо хульное, свидетельствует об этом история. Когда другие покушались убить Саула, Давид именовал его //«христом Господним»//, и обращая к нему речь, называл себя рабом его; возвестившаго же об убиении Саула и хвалившагося, что им совершено убийство, предал смерти, сказав: //«кровь твоя на главе твоей»//, потому что сказал ты: //«аз убих христа Господня»// ([[old:2ts:01:16|2Цар.1:16]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Положи, Господи, хранение** (стражу)** устом моим, и дверь ограждения о устнах моих** Зная, что уста бывают причиною многих зол, когда нет радения о них и позволяют им говорить необдуманно, что ни придет на мысль, как, напротив того, те же уста бывают причиною и многих благ, когда прилагается к ним внимание и они охраняются у человека; и что для сего требуется старание и подвиг и особенно помощь Божия, Давид посему просит Бога о помощи в хранении уст. Так и божественный //Златоуст// говорит, что проворство языка бывает причиною бесчисленных бедствий, как напротив бесчисленных благ охранение его. Ибо как некоему дому, или городу не в пользу ворота и крепкие стены, когда нет стражей при них, знающих, когда нужно запереть сии ворота и когда отворить: так нет пользы от уст и языка человека, когда они не охраняются, по словам //Златословесного//. А охранением для уст служит прилагаемое к ним внимание ума, т. е. когда ум знает, какие слова надобно говорить и какие удерживать в сердце потому что, по словам Сираха, многие пали от уст меча, но не так как падшие от языка. Блажен, кто укрылся от него[[old:prsir:28:21| (Сир. 28, 21)]]. Итак, положи, говорит, Господи, хранение рту моему и дверь ограждения, т. е. стражу около уст моих; так как и то и другое—и хранение и ограждение совершенно одно и то же. Слова //Златоуста//: Что такое хранение уст? Страшная отчетливость приставленная к ним, имеющая в готовности (в руках) огонь, готовый ожечь употребляющих уста безрассудно. Сию-то поставь привратником и стражем, чтобы грозила совести; и ты никогда неблаговременно не отворишь сей двери; с сим вместе приставь и другого, напоминающего слова, что за всякое пустое слово будешь отвечать в день суда. Слова //Златословесного//; Видишь ли, какое ведение? Видишь ли мудрость? С чего начинает молитву? С величайшего из подвигов. Итак, станем охранять уста, приставляя к ним для непрестанного запирания их рассудительность, не для того чтобы они были заперты всегда, но чтобы были отворяемы в приличное время. Ибо случается, что иногда молчание приносит больше пользы, нежели сказывание, а иногда и сказывание больше молчания. Потому то и премудрый говорит: есть время молчать и есть время говорить [[old:ekl:03:07|(Еккл. 3, 7)]]; и //Сирах// сказал: если есть у тебя мысль, отвечай; а если нет, то да будет рука твоя на устах твоих [[old:ekl:05:14|(5, 14)]]; и в другом месте: словам твоим сделай вес и меру; и для уст своих сделай дверь и засов [[old:ekl:28:29|(28,29)]]; и в другом месте: не препятствуй слову во время спасительное [[old:ekl:04:27|(4, 27)]]. //Григория Нисского//: Творец положил языку две ограды—зубы и уста, чтобы задерживать безрассудные слова. Потому то и та тончайшая кожица (ткань), обуздывающая посредством нижней губы язык, называется (на греч.) уздою (губным углом), чтобы не произносил бесчинных и бесполезных слов. //Кирилла//: Знал блаженный пророк, что употребление слова неукоризненное есть достохвальное дело; ибо кто не согрешает в слове, тот совершен, и может обуздать все тело [[new:iak:03:02|(Иак. 3, 2).]] А употребление языка свободное и своевольное, языка необузданно склонного ко всему ложному, как может не охуждать кто либо? //Филона Иудейского//: Кажется, что природа устроила губы людям для двух самых необходимых вещей; во первых для молчания, ибо они суть самая крепкая защита и преграда для голоса; а во вторых, для изъяснения мысли: потому что чрез них слова льются рекою; и когда сомкнутся, слово сдерживается, а когда разверзаются, оно исходит. Но должно говорить гораздо меньше, нежели сколько слышим; так как и природа, соразмеряя необходимость слова с слухом, по словам Великого //Василия//, устроила у нас два уха и один язык: почему учась надобно слушать вдвойне, а ответствовать скромно и немного больше противу вопросов. //Феодорита//: Творец дал две ограды языку—зубы и губы, чтобы задерживать сим безрассудные его стремления, Впрочем пророк просит и другого дароохранения, опасаясь, чтобы не произнес в жалобе своей чего либо не приличного. Ибо что он и во время гонений от Саула никогда не любил произносить какого либо злоречия, о том свидетельствует история. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих** Давиду часто приходилось испытывать искушение – высказать ропот на Бога за свою участь и своих приверженцев и войти в пререкание с Богом, что Он допускает нечестивым врагам его жить счастливо и спокойно. Такой ропот был бы грехом, поэтому Давид молится далее, чтобы Господь не допустил его до ропота на Бога и извинения себя в этом, как делают грешники, тяжестию испытываемых бедствий; при этом он заверяет, что совсем не желает принимать участия в кажущемся счастии своих врагов, в счастии грешников, он не завидует им в этом. **Ограждение** – крепость, окружающая город; двери крепости – значит, крепкие двери Господь имеет поставить к устам его. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** //Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств// //"Положи Господи охрану устам моим и огради двери уст"// - не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти //"уклониться... к словам лукавым для извинения дел греховных"// - измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. - //"Мольбы мои - против злодейств их"// - я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устах моих** В немногих и кратких словах сей молитвы пророк выразил очень многое. Он молится, чтобы Господь Своею благодатною силою оградил его от многоречия и празднословия. Один из самых высших даров, какими Господь Бог одарил человека при сотворении его, – это дар слова, это – образ того всемогущего, животворящего и Ипостасного Слова Божия, «//Имже вся Быша//», т.е. чрез Которого все сотворено и стало жить. Как многие другие дары Божии, так и сей дар слова человек часто употребляет не на пользу себе, а во вред. Вместо того, чтобы использовать этот дар во славу Божию и в назидание ближнему, человек употребляет его на пусторечие, злословие, осуждение клевету и прочие грехи языка, и таким образом этот величайший дар Божий употребляет во зло. Злоупотребляя же даром слова, человек часто и не замечает, какой величайший грех пред Богом он совершает. Злоупотребление словом и само по себе есть тягчайший грех, как попрание и поругание божественного образа, и вместе с тем, бывает источником бесконечного множества зол, которые тем скорее могут погубить нас и сделать безответными на суде Христовом, чем легкомысленнее смотрим мы на грехи языка нашего, не чувствуя всей их тяжести, не сознавая того, как тяжко оскорбляем и прогневляем ими Бога, какое зло делаем нашим ближним и как тяжело грешим против собственного богоподобного естества. Весьма наглядно и ясно все это выражено в соборном послании св. апостола Иакова. «//Язык – огонь, //– говорит он, –// прикраса неправды, он оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны, язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. И кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело//» [[new:iak:03:06|(Иак. 3:6]], [[new:iak:03:08|8–10]], [[new:iak:03:02|2)]]. Сознавая все это, пророки молятся: «Господи! уста мои подобны двери, или вратам, из которых выходят слова, а с ними вместе и дела, и мысли, посему прошу и молю Тебя: поставь привратника к сей двери (**положи хранение устом моим**), чтобы он охранял эти врата, т.е. знал и понимал, когда и кого из них впустит, иначе – дай разум, который бы указывал, когда и что можно говорить, и когда молчать, а вместе с разумом укрепи и волю мою Твоею благодатию, чтоб я имел твердые основания для того, что и когда нужно говорить, чтобы ясно мог я различать – «//время глаголати и время молчати//», по словам премудрого [[old:ekl:03:07|(Еккл. 3:7)]], и чтобы не забывал, что за всякое слово праздное воздадут человеки ответ в день суда [[new:mf:12:36|(Мф. 12:36)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]