[<10>] ====== Толкования на Пс. 140:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 5-6 **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша** **Накажет мя праведник милостью и обличит мя.** Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою. **Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени cyдии их.** Находясь близ камня, будут они поглощены. Дает же разуметь, что сам Христос погрузит их в бездну. **Услышатся глаголы мои, яко усладишася.** Следствие предреченного им наказаны то, что **глаголы мои** будут признаны истинными и приличными. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«да поразит меня праведник по милости и да обличит»// (κατελασάτω… ελεγζάτω). И это вместе с предыдущим немаловажный вид добродетели – не избегать обличений и укоризн от людей праведных. Смысл слов его следующий: в тех обществах, в которых приятно говорят ко вреду, я не хочу участвовать, но лучше же­лаю быть с теми, которые обуздывают, исправляют, обли­чают, обнажают грехи, наказывают. Это особенно и свой­ственно милосердию и человеколюбию – врачевать раны. **«Елей же грешника да не помажет главы моей»**. Видишь ли душу, срод­нившуюся с добродетелью? Она с удовольствием переносит и укоризны праведных, а от нечестивых не принимает и приятных слов. Почему? Потому, что последние, оказывая благосклонность, часто губят, а первые, обличая и укоряя, исправ­ляют, с укоризною первых соединена милость, а с милостью последних – смерть. Поэтому и сказал некто: //«искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего»// [[old:pr:27:06|(Притч.27:6)]]. Заметь притом, как здесь выражается апостольская заповедь. //«обличай, запрещай, увещевай»// [[new:2tim:04:02|(2Тим.4:2)]]. Таково обличение святых, так поступают и врачи, – не только отсекают, но и обвязы­вают. Вот почему и Христос, желая сделать обличение удо­боприемлемым, не позволяет в самом начале укорять все­народно и говорит: //«пойди и обличи его между тобою и им одним»// [[new:mf:18:15|(Мф.18:15)]]. Так и Павел поступал, соединяя обличение с милостью и выражаясь то: //«о, несмысленные Галаты»//, то:// «дети мои, хорошо ревновать в добром всегда»// [[new:gal:03:01|(Гал.3:1]]; [[new:gal:04:18|Гал.4:18, 19)]]. Обличающий должен мно­го обдумывать, чтобы обличение было принято охотно; нужно много благоразумия тому, кто прилагает это врачество; лучше сказать – обличающий должен иметь больше мудрости, нежели режущий тело. Почему? Потому, что там одно режется, а другое терпит боль; здесь сама (душа) и поражается и чувствует боль. **«Елей же грешника да не помажет главы моей»**. Что это значит? Этот, говорит, ищет не пользы слушателя, а своей собственной, чтобы показаться приятным, дружественным; а тот имеет в виду пользу другого прежде собственного удовольствия; так и в этом отношении они весьма разнятся между собою. Если же надобно удаляться от нечестивых людей и тогда, когда они оказывают милость, то когда же должно допускать их к себе? Никогда. Хотя бы нечестивый предлагал деньги, хотя бы обещал удовольствия и почести, отвергай его и убе­гай; а за праведником следуй, хотя бы он уязвлял тебя словами и укорял, потому что он и есть любящий тебя. **«Но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них»**. Другой (Симмах): //«так как еще и молитва моя между злодеяниями их»// (εντὸς των κακιων). Третий (Акила.): //«так как еще и молитва моя при нечестии их»// (εν ταις πονηρίαις). Пророк одного просил у Бога, а другое представляет от себя, и тем показывает, что люди не должны полагаться на одну молитву, предаваясь сами беспечности и сну, но прино­сить должное и с своей стороны. Что же он приносит от себя? Не овец, не волов, не деньги, но кротость нравов и крайнее отвращение к нечестию беззаконников. Я не только, говорит, буду избегать пагубной благосклонности, не только охотно приму обличение праведных, но и восстану против похотей беззакон­ников; я так далек от желания их милости, что даже мо­люсь против их похотей. **//Беседы на псалмы. На псалом 140.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** Враг жизни нашей демон, притворяясь жалеющим нас, внушает мысль, что не будет Суда, воздаяния каждому по делам его, и, упитывая ко вреду сими словами, развращает обольщенных; потому что первый из всех грешников есть диавол. Но Спаситель всех Христос, единый в собственном смысле чистый и праведный, и свидетельствуя, и обличая, и обуздывая, и вразумляя, и предрекая будущий Суд, спасает внимающих Ему. Посему разумей, что в этом смысле написано: **«накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея»** [[old:ps:140:05|(Пс. 140:5)]], то есть владычественного во мне, или разумной во мне силы. **//Письма на разные темы. Местоблюстителю Евпсихию.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** **«Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея».** Предпочтительнее для меня, говорит Пророк, когда праведные для вразумления и пользы огорчают, нежели когда предлагают приятное люди грешные, хотя бы это, подобно елею, делающему главу светлою, и доставляло мне радости в жизни. Лучше желаю быть вразумлен праведными, нежели пользоваться услугами грешных. **«Яко еще и молитва моя во благоволении их».** //Симмах// перевел сие так: еще и молитва моя не простирается далее злобы их. Столько далек от желания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы с переменою благополучия изменились и сами они, отложив злобу свою. ===== Евфимий Зигабен ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** (Да) **накажет мя праведник милостью, и обличит мя; елей же грешного да не намастит главы моея.** Пусть, продолжает, Господи, обличит и накажет меня (выговором) праведник; а ласковость и услужливость грешника пусть не подает мне руку и не услуживает мне; потому что лучше и полезнее бич и обличение от праведника, нежели ласковость, угодливость и сладкоречие грешника, что значит елей. И жезл праведника гораздо душеполезнее, нежели честь и благотворительность злого, как сказал и //Григорий Богослов//: полезнее бич праведника, нежели милость грешника; и жезл праведника лучше чести злого. Прибавлено: милостью, потому что праведник хотя наказывает и обличает, но человеколюбиво и милостиво; ибо он заботится, чтобы согрешающий брат его не погиб, если не получит надлежащего обличения. //Златословесный//: Видишь ли, как тверда душа его в добродетели? От праведников она готова переносить с удовольствием и выговоры, а от беззаконных, хотя бы они говорили и приятное что-либо, она отвращается. Почему? Потому что сии и сожалением часто погубляют, a те и строгостью исправляют; и в обличении тех заключается сострадательность, а в сострадательности сих—смерть. И смотри, как здесь выразил апостольский совет: обличи, зaпpeти, умоли. Таково-то обличение у святых; так поступают и врачи: они не только рассекают, но и обвязывают. Если же от злых должно отвращаться и тогда, когда они милуют; то когда же должно сближаться с ними? Явно, что никогда. Посему когда злой и деньги дает, и обещает удовольствия и почести, отвергай и убегай; а праведника, хотя бы он и укорял и насмехался, держись, ибо он из любви делает сие; так как и по словам //Григория Богослова// самая суровость одного приятна по причине пользы, а другого и милость подозрительна по причине злонравия его. //Феодорит//: Для меня, говорит, вожделеннее от праведников и оскорбительное что-либо, причиняемое ими в наставление и для пользы, нежели со стороны грешников приятное, хотя бы cиe, на подобие умащающего главу елея, обещало мне радостную жизнь; ибо я лучше желаю получать наказаниe от праведников, нежели от грешников услуги. //Безыменный//: Молюсь, говорит, чтобы мне не быть в сообщении с нечестивыми, и предпочитаю сожительство с праведником, хотя оно кажется и трудно по причине обращения чрез наказание. Ибо лучше хочу принимать от праведника обличение, нежели от грешника ласковое слово с обманом, хотя бы он стараясь умягчить меня ласкательствами, бесчисленными вежливостями, как елеем умастил главу мою. **Яко еще и молитва моя во благоволениих их.** Не только, продолжает, убегаю беззаконных и грешных людей и отвращаюсь от обращения с ними и услуги их, но еще и молюсь при благоволениях, т. е. против благоволений и злых хотений их, как изъясняет Златословесный, принимая предлог во (εν) за против, по замену одного другим. Я прошу, чтобы злые советы и вредные желания их не пришли в исполнение, не сбылись; ибо cиe-то он называет благоволениями. Слова //Феодорита//: Я не только не завидую благоденствию их, но еще молюсь о изменении счастья их, дабы изменившись в благоуспешности они изменились и во зле. Посему под благоволениями //Феодорит// здесь разумеет благополучие и благоденствие беззаконных и грешных. Согласно с сим и //Златословесный// не много ниже называет их благоденствием. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** Для него праведное и спасительное наказание лучше счастия грешников, и он просит избавить его от того, в чем они видят свою радость. **Праведник** – или всякий правдивый человек, наказывающий с доброю целью (**милостью**), или же собственно Бог, праведный. Елей, как и всегда, служит здесь чувственным образом радости, счастья; смысл: я не желаю благосостояния, какое у грешников, и даже молюсь, чтобы Бог избавил меня от него; **яко еще**, и теперь, когда мне тоже тяжело, я не желаю такого счастья, какое нравится (**во благоволение их**), даже молюсь, чтобы Бог сохранил меня от сего. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** **Яко еще и молитва моя во благоволениих их** - то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. [[old:ps:140:06|Ст. 6.]] //Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, - расточишася кости их при аде.// Пожерты - то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо //судей// точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: //услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уловах!// **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** См. Толкование на [[old:ps:140:03#lopuxin_ap|Пс. 140:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их** Мы живем в обществе себе подобных людей, между которыми есть и праведные, т.е. люди богобоязненные и любящие закон Божий, и грешные, т.е. люди, забывающие Бога и пренебрегающие заповеди и божественные уставы. Некоторые из последних относятся к нам, по-видимому, любезно и благоволительно. Пророк, желая сказать здесь, как он сам относился к тем и другим людям, говорит (по изложению Евфимия Зигабена): пусть обличит и накажет меня (выговором) праведник; а ласковость и услужливость грешника пусть не подает мне руку и не услуживает мне; потому что лучше и полезнее бич и обличение от праведника, нежели ласковость, угодливость и услужливость грешника, что значит елей. И жезл праведника гораздо душеполезнее, нежели честь и благотворительность злого, как сказал и св. Григорий Богослов: Полезнее бич праведника, нежели милость грешника, и жезл праведника лучше чести злого. Прибавлено: **милостию**, потому что праведник, хотя наказывает и обличает, но человеколюбиво и милостиво, ибо он заботится, чтобы согрешающий брат его не погиб, если не получит надлежащего обличения» [7, с. 103]. Другие отцы так говорят о сем: «Всякое вразумление, – говорит св. Афанасий Великий, – охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою» [3, с. 414]. А св. Иоанн Златоуст так говорит: «в тех обществах, в которых приятно говорят ко вреду, я не хочу участвовать, но лучше желаю быть с теми, которые обуздывают, исправляют, обличают, обнажают грехи, наказывают, а от нечестивых не приму и приятных слов». Последния слова: **яко еще и молитва моя во благоволении их**, – блж. Феодорит объясняет так: «Я не только не завидую благоденствию их, но еще молюсь об изменении счастия их, дабы, изменившись во благоуспешности, они изменились и во зле» [7, с. 1104]. Посему под **благоволениями** блж. Феодорит здесь разумеет благополучие и благоденствие беззаконных и грешных [7, с. 1104]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]