[<10>] ====== Толкования на Пс. 141:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых** **Воззвах к Тебе, Господи.** Ибо в Нем одном полагает надежду спасения. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых** Что же он? Среди таких бедствий и затруднений отчаялся ли в спасении? Нет. Он тотчас прибегает к Богу и говорит: **«я воззвал к Тебе, Господи, сказал: Ты – упование мое, Ты – часть моя на земле живых»**). Видишь ли бодрость души? Бедствия не пода­вили его, но еще более окрылили; и находясь в трудных обстоятельствах, он нашел непобедимую десницу, всемогу­щую силу и облегчение затруднений. **"Сказал: Ты – упование мое»**. Все человеческое, говорит, оказывается тщетным, буря так превышает всякую помощь, что никаким искусством невоз­можно избежать кораблекрушения; но, хотя нет никакой на­дежды на людей и все мы в отчаянном положении, для Тебя легко все, и потому мы не ослабеваем в надежде на Тебя. **«Ты – часть моя на земле живых»**, т.е. Сам Ты – мой жребий, мое сокровище, мое богатство, мое все. **«На земле живых»**. **«Зем­лею живых»** он называет здесь свое отечество; напротив плен вавилонский он часто называет адом и смертью. Так как на земле чужой не совершалось обычного богослужения, а здесь исполнялись священнодействия, то он говорит: **«часть моя на земле живых»**. Ты всегда, говорит, присущ мне, усвоил меня Себе на земле живых, и велика была моя близость к Тебе. **//Беседы на псалмы. На псалом 141.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых** Единственное надежное прибежище в скорбях – Господь Бог. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене** **«Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое».** Посему, умоляю Тебя, на Котораго возложил я надежду мою. **«Часть моя еси на земли живых». «Вонми молению моему, яко смирихся зело».** Божественный Давид многократно называл Бога //«частию своею»//, и теперь делает тоже самое. Не имею, говорит, никакой другой помощи; Ты у меня – один Помощник, о том умоляю, чтобы от Тебя получить мне жизнь. «Смирением» же называет здесь бедствия. Сие выразил и //Симмах//: //выслушай вещания мои, потому что крайне я изнемог//. **«Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене».** Враги стали сильнее меня; но при Твоей помощи избегну их рук. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты ecи упование мое, часть моя ecи на земли живых** Находясь, продолжает, в таком затворе и отчаянии, я мысленно воззвал к Тебе, Господи, сердцем моим (ибо в присутствий Саула я не мог воззвать к Тебе чувственно); и я сказал: Ты один вся моя надежда; и доколе нахожусь на земле живых, то есть доколе я жив и нахожусь с живыми людьми, я только Тебя имею частью и богатством и сокровищем, и другого земного наследства не имею никакого. Или Ты мое наследство и богатство на небеси: так как небо есть земля праведных, всегда живых и никогда не умирающих. Слова //Феодорита//: Часто божественный Давид называет своею частью Бога, и теперь то же самое сделал: ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни. ===== Лопухин А.П. ===== **Воззвах к тебе, Господи, рех: ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых** См. Толкование на [[old:ps:141:03#lopuxin_ap|Пс. 141:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 6–7 **Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене** Выражение: **Воззвах к Тебе**, – здесь не имеет значения громогласного воззвания, а употреблено в смысле глубоко сердечного устремления мысли и сердца к Богу вездесущему с мольбою о помощи и потому добавлено словом: **рех**. Что же именно, застигнутый в мрачной пещере и окруженный преследующими его врагами, сказал тогда из глубины души пророк Давид? Он сказал: **Ты еси, Господи, упование мое, часть моя еси на земли живых**. То есть, он как бы так сказал: Никого нет у меня из близких и знакомых живущих на земле людей, кто мог бы помочь мне и защитить от враждующих против меня. Ты един, Господи, на кого я возлагаю все упование мое! Все, что может быть дорогого для меня **на земле живых** людей, – все это заключается в Тебе едином, Ты один – **часть моя**. «Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых» (пер. с евр,). По изъяснению блж. Феодорита, «часто божественный Давид называет своею частию Бога, и теперь то же самое сделал, ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни» [7, с. 1107]. Выразив такую беспомощность свою, далее опять просит внять его молитве, причем указывает на свои злострадания. **Вонми**, говорит, **молению моему, яко смирихся зело. Смирихся** – от слова «смиритися» (affigi, «быть унижену, угнетену») – значит: «я изнурен». Так читается это и по переводу с еврейского: «Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен». «Смирением здесь называет бедствия», – говорит блж. Феодорит [6, с. 663]. А словом **зело**, по словам св. Иоанна Златоуста, пророк означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Тут же указывает и другую причину, побуждающую его к молению об избавлении от гонителей, – в том, что они усилились (**укрепишася паче мене**), заключив его в пещере, которую окружили войском. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]