[<10>] ====== Толкования на Пс. 141:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** **Изведи из темницы душу мою.** Говорит это, как бы имея в виду пещеру. Симмах переводит: «извлеки из заключения душу мою». **Исповедатися имени Твоему.** Поскольку освободил Ты меня от этой скорби и из этой темницы, то возглашу благодарственные песнопения. **Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.** Если изведешь меня отсюда, вознаградив за добрые мои дела; то и прочие праведники, во мне имея пред очами пример, и из того, что было со мною, заключая о том, что будет с ними, притекут к Тебе и вознесут Тебе моления. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** **«Исповедать»** здесь сказано вместо: «благодарить». Смысл слов его следующий: избавь меня от бед­ствий. **"Темницею"** он называет здесь крайние несчастия. **«Исповедать имя Твое»**. Немаловажное дело и то, чтобы, находясь в счастье, не доходить до забвения о получен­ных благодеяниях. Многие из людей во время скорбей бывают усердными, а в счастье беспечными; другие в счастье бывают беспечными, а во время скорбей отчаиваются и па­дают духом. Но пророк при тех и других обстоятельствах неизменно сохранял благочестие; скорбь не доводила его до падения, но еще более располагала к прошению и молитве; и счастье не расслабляло его, но и тогда готовился благодарить. **«Меня ждут праведники, доколе не воздашь мне»**. Другой (Симмах): //«увенчаны будут праведники, когда окажешь мне благодеяние»// (στεφαώσοντα… ευεργετήσης με). Что это значит? И праведникам, говорит, это принесет пользу; они будут радоваться, веселиться, ликовать, видя мое избавление от бедствий. Души святых таковы, что они и страждущим сочувствуют и счастливым не завидуют, но радуются, веселятся, утешаются, видя получающих благодея­ния, как и Павел заповедал: //«радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»// [[new:rim:12:15|(Рим.12:15)]]. Это – немалая доброде­тель. Многие радуются, когда другие падают, и завидуют, когда они восстают, предаваясь той и другой страсти от жестокости и бесчеловечия. Но не таковы праведники; свободные от той и другой страсти, милостивые и человеколюбивые, они приобре­тают противоположные тому добродетели; как первые от жестокости своей впадают в ту и другую страсть, так по­следние по человеколюбию состраждут страждущим и сора­дуются радующимся. А почему он сказал: **«воздашь мне»**? Другой переводчик (неизвестный переводчик) говорит: //«когда окажешь мне благодеяние.»// Еще иные: //«воздашь и вознаградишь меня»// (ανταποδως καὶ αμείψη με). Между тем выше он указал на скорбь и смирение, а не на добрые дела свои, не на дерзновение, про­исходящее от дел. За что же он испрашивает себе воздая­ния? За дни смирения. И это немаловажное дело – переносить скорбь с благодарностью. Потому он и называет награду за это воздаянием. **//Беседы на псалмы. На псалом 141.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** См. Толкование на [[old:ps:141:02#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 141:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** **«Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему».** //Акила// же перевел это так: изведи из заключения душу мою; потому что, как бы в заперти и в узилище находился он, когда враги сидели при входе в пещеру. Обещает же Пророк, улучив спасение, воздать за благодеяния песнопениями. **«Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне».** А //Симмах// перевел так: //имя Твое увенчают праведные, когда окажешь мне благодеяние//; потому что оказанное мне благодеяние примут, как залог собственнаго своего спасения, и будут песнословить Тебя, Праведнаго Судию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** **Изведи из темницы душу мою исповедатися **(благодарить)** имени Твоему.** Темницею Давид называет ту пещеру, в которой он был заперт, а душою—жизнь и всего себя. Итак, он говорит: изведи меня, Господи, из сей пещеры, чтоб я мог благодарить имени Твоему. В высшем же значении под темницею разумеется тело, в котором связана и заключена душа. Посему и премудрый //Нил// сказал: это тело есть темница, поелику связывает и стесняет заключенную в ней душу. Итак, мы молимся и говорим: изведи из темницы душу мою исповедоваться имени Твоему, разумеется, потому что тело препятствует приносить Богу чистое исповедание. Ибо если чувство стремится к чувственному, а ум к умственному, Бог же наш есть из умственных предметов первый: то ум желает освободиться от чувственных, чтобы наедине беседовать с одним Богом. //Симмах// же перевел так: поставь вне заключения душу мою. **Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне.** //Акила// это перевел так: меня ожидают (περιμενωσι) праведники, доколе не воздашь мне. Праведники, говорит, ожидают меня, надеясь что я освобожусь от бедствий и искушений, и будут ожидать, доколе Ты, Господи, не воздашь мне за несправедливо терпимое мною злострадание и угнетение сие. Ибо таковы души святых и праведных: они, по словам //Златословесного//, с несчастными печалятся, и с счастливыми радуются. ** Златословесного:** Называет воздаянием за дни угнетения. Ибо и это не малый подвиг—переносить скорбь с благодарностью; почему и будущую награду за нее называет воздаянием. Итак, не станем изнемогать в скорбях, но молиться, потому что чрез сие и соделанные грехи слагаем с себя, и если мы сделали какую-либо правду, мы можем сделать ее тем блистательнее. Скорбь часто побеждает и природу. Ибо и вниз стремящаяся, и текучая вода поднимается вверх быстро; a сиe конечно случается и с людьми: потому что те, которые легко переносят скорби, чрез сие становятся выше, хотя бы прежде были и весьма склонны к земному, низки и поникшие к земле, и получают от нее много пользы. //Феодорит// сказывает, что// Симмах// перевел: имя твое увенчают праведники, когда ты окажешь мне благодеяния: ибо оказанное мне благодеяние праведники примут для себя как залог спасения и прославят Тебя, как праведного судию. ===== Евагрий Понтийский ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** Не всем следует говорить: **Изведи из темницы душу мою**, но только тем, которые вследствие чистоты души могут предаваться созерцанию тварных вещей и без тела. //**Умозрительные главы.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** **Темница** как выражение угнетения, нужды. **Ждут** – выжидают исхода моего дела, чтобы вместе со мною прославить Господа. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему: мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне** [[old:ps:140:start|140]] и [[old:ps:141:start|141]] псалмы употребляются на вечерне. Как и в [[old:ps:129:start|129]] псалме здесь излагается молитва к Богу о спасении от бедствий, об исправлении молитвы на подобие "жертвы вечерней" ([[old:ps:140:02|140, 2 ст.]]) и об избавлении из всеми оставленного положения, беззащитного, каким бывает человек во время сна - (образ Ветхого Завета). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему: мене ждут праведницы, Дóндеже воздаси мне** По объяснению св. отцев Церкви, под **темницею** должно разуметь или ту мрачную пещеру, в которую, спасаясь от преследования врагов, зашел гонимый Давид, и в которой он окружен был войском Саула, или те злострадания и скорби его вообще, которым он подвергся по причине гонения Саулова; а **душею **своею, как и в других случаях, пророк называет жизнь свою и вообще всего себя; и, таким образом, в первой половине сего последнего стиха он выражает моление Богу о том, чтобы Господь, избавив его от окружающих его бед, дал ему возможность **исповедатися**, т.е. прославить и возблагодарить святое имя Господа. «**Исповедатися**, – говорит св. Иоанн Златоуст, – здесь сказано вместо: «благодарить»; смысл слов следующий: «избавь меня от бедствий». **Темницею** пророк называет здесь крайние несчастия». А блж. Феодорит к сему прибавляет: «Потому-то как бы взаперти и в узилище находился он, когда враги сидели при входе в пещеру. Обещает же пророк, улучив спасение, воздать за благодеяния песнопениями» [6, с. 663]. Мене ждут праведницы, а по переводу с еврейского: «Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». Это, по словам блж. Феодорита, значит, что «праведные оказанное мне благодеяние примут, как залог собственного своего спасения, и будут песнословить Тебя, праведного Судию» [7, с. 1108]. А св. Иоанн Златоуст говорит так: «И праведникам, говорит пророк, принесет это великую пользу, они будут радоваться, веселиться, восхищаться, видя мое избавление от бедствий». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]