[<10>] ====== Толкования на Пс. 142:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Псалом песни Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его** //Содержание//: И этот псалом имеет подобное с предыдущим содержанием. Пророк молится об освобождении от гонителей, как говорит Апостол: прообразовательно //сия прилучахуся// древним, //писана же быша в научение наше// ([[new:1kor:10:11|1 Кор. 10,11]]). Поэтому научаемся — в напастях прибегать к единому Богу. Но должно знать, что молитва эта относится к лицу человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаною, и от него-то пророк умоляет освободить пришествием Единородного. **Господи, услыши молитву мою.** Прошу, говорит Псалмопевец, чтобы услышан я был Твоею истиною. Это подобно тому, как если бы сказать: исполни прошение мое, послав единородного Твоего, Который есть истина и правда. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей** Молитва бывает и словесным прошением, бывает и обетом. Поэтому один премудрый и предлагает такое уве­щание: //«не повторяй слова в прошении твоем»// [[old:prsir:07:14|(Сир.7:14)]]. Не то внушает и советует он, чтобы мы, прося и моля Бога, не повторяли дважды одного и того же, – нет, нам заповедано даже непрестанно молиться, – но чтобы мы не откладывали обе­тов, данных нами Богу, а спешили исполнить их. Потому и в другом месте говорится: //«когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его»// [[old:ekl:05:03|(Еккл.5:3)]]. Будущее неизвестно; или болезнь, или какие-нибудь неожиданно случившиеся занятия могут воспрепятствовать исполнению обета; также если придет смерть и воспрепятствует, ты не получишь прощения. Но здесь Псалмопевец говорит о прошении и молении, почему, объясняя это, он и продолжает: **«во истине Твоей, услышь меня»**. Другой переводчик (Симмах) говорит: //«в вере твоей»// (εν τη πίστει). Третий (Акила): //«в крепости твоей»// (εν τη βεβαιότητι). Т.е. услышь прошение и приведи его в исполнение, утверждая истиною Твоею; употреби силу к исполнению того, о чем я прошу. Что говоришь ты? Далее ты намереваешься сказать: //«и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих»//; а здесь просишь быть услышанным по правде? Что же означа­ют эти слова? **«Правдою»** он называет здесь человеколюбие; и во многих местах Писания **"правда"** употребляется в этом значении, – и весьма справедливо. У людей правда не соединяется с мило­стью; а у Бога не так, но с правдою соединяется и милость, и притом такая, что и сама правда называется человеколю­бием. Посмотри, например, на потоп: сколько тогда оказано было милости, и сколько правды! Хотя тогдашние грешники и получили наказание, но не такое, какого заслуживали. Не указы­вай на глубину вод, на множество дней, в которые продолжа­лось наводнение, на вселенную, сделавшуюся бездною. Что зна­чило это для погибших? Все это могло внушать сначала вели­чайший страх, но для умерших уже не составляло никакого на­казания. Как могли нести наказание те, которые не чувствовали происходившего, которые погибли в краткое мгновение времени, подверглись смерти самой скорой и легкой, гораздо скорейшей и легчайшей, нежели смерть от огня, меча, петли и пыток? Это событие, так сказать, составляло для них более зрелище наказания, нежели наказание на самом деле. Те, которые совер­шали такие преступления в течение всей жизни до глубокой ста­рости, получили наказание в краткое мгновение времени, если только можно назвать наказанием неизбежный долг природе. **«Услышь меня в правде Твоей»**, т.е. в человеколюбии. А чтобы видеть, что именно это он выражает, пророк присовокупляет: **«и не войди в суд с рабом Твоим»**. Того же просил и Иов, который был //«непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла»// [[old:iov:01:01|(Иов.1:1)]]. //«Нет между нами посредника, //говорил он,// который положил бы руку свою на обоих нас»// [[old:iov:09:33|(Иов.9:33)]]; а когда Бог явился, то он сказал: //«руку мою полагаю на уста мои»// [[old:iov:39:34|(Иов.39:34)]], хотя Бог взывал к нему: //«препояшь, как муж, чресла твои»// [[old:iov:40:02|(Иов.40:2)]]. Также Бог обли­чал и иудеев, когда говорил: //«какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились»// [[old:ier:02:05|(Иер.2:5)]]. Он поступает так не для того, чтобы сделать приговор Свой более тяжким, но чтобы пробудить в людях чувство и сознание грехов, и тогда уже даровать им прощение, дабы та­ким образом они видели величие благодеяния. Потому Он и говорит: //«грехов твоих не помяну: припомни Мне; станем судиться..., не для того, чтобы тебе быть осуждену, но чтоб оправдаться»// [[old:is:43:25|(Ис.43:25–26)]]. Вот, по­чему Он не Сам высказывает беззакония, но располагает к тому грешника. Если бы Он хотел наказать, то прямо произ­нес бы обвинение; а теперь, так как Он хочет помиловать, то предоставляет это самому грешнику, чтобы он получил венец за признание и исповеданием приобрел помилование. Что может сравниться с таким человеколюбием? Ничто. Скажи, говорит, и больше ничего я не ищу; признайся, и этого для Меня довольно; скажи, и от всего Я удержусь. **//Беседы на псалмы. На псалом 142.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его** В некоторых списках нашел я слова сии: //«егда гоняше его Авессалом сын его»//; в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине; потому что псалом точно такое имеет содержание. **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей** Правда, что божественный Давид, в наказание за некоторыя свои прегрешения, подпал оным бедствиям, но неправеден, беззаконен и злочестив отцеубийца Авессалом, возжелавший смерти родителю. Посему-то блаженный Давид умоляет Бога, //«во истине и вь правде»// услышать молитву его. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде Твоей** **Господи! услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей.** Услышь, Господи, начинает, мою молитву и изъяснение нужды, в истине Твоей, то есть поколику Ты истинен: потому что Ты обещался выслушивать призывающих Тебя прямо и от всего сердца, как это Ты обещал в частности и мне, сказав: воззовет ко Мне, и услышу его [[old:ps:090:15|(Псал. 90, 15)]]. Молитва, по //Златоусту//, есть и прошение словами, и есть также обещание, почему и Сирах говорит: не повторяй слов молитвы твоей [[old:prsir:07:15|(Сир. 7, 15)]], не в том значении, чтобы не надлежало повторять слов в молитве, но в том, что бы не были откладываемы наши Богу обещания. А здесь молитвою назвал прошение. Другой, т. е. //Никита//: Всех слышит Господь, но не всех выслушивает. Но если выслушиваем нуждающихся, то будем выслушаны и сами. //Другой//: Призывающих Бога истинно Бог и выслушивает истинно; это те, которые любят Его и послушны Ему и покланяются Ему духом и истиною. А //Афанасий// истиною и правдою называет Сына: ибо просить, чтобы был услышан чрез истину и правду, каковая есть Единородный. **Услыши мя в правде Твоей.** Услышь, продолжает, Господи, меня, как праведный и не терпящий причинения неправд, не только со стороны детей родителям их, но и одного человека другому. Но //Златоуст// истиною здесь называет истинную милость Божию, а правдою человеколюбие Божие: потому что один Бог истинно милует, и одна правда Божия растворена человеколюбием; так как в человеческой правде нет милости. //Златословесный// доказывает это и потопом: потому что Бог наказал истребленных потопом милостиво, и они не получили достойного наказания. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде Твоей** По надписанию, псалом этот Давид написал во время гонения от Авессалома. Указывая на верность обетований Божиих и правду, угнетенный псалмопевец молится о помощи. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Написанный, согласно надписаниям греческой и латинской Библий, во время гонений от Авессалома, псалом представляет молитву к Богу о возможно скорой помощи и внутреннем просвещении гонимого писателя. Ст. 1-2 **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине твоей, услыши мя в правде твоей: и не вниди в суд с рабом твоим, яко не оправдится пред тобою всяк живый** //Господи! Услышь меня и не входи в суд с рабом Твоим// //"Внемли молению моему по истине Твоей"//, //"услышь меня по правде Твоей"//. Защити, Господи, меня, несправедливо преследуемого и накажи гонителей, как поступающих нечестиво, так как Ты, Господи, защитник правды. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Псалом песни Давиду, егда гоняше его Авессалом сын его** Древнейшее надписание сего псалма состоит из двух слов: **Псалом Давиду**. Что же касается добавления к сему надписанию слов. **Егда гоняше его Авессалом, сын его**, – то свидетельства древних толковников и отцев Церкви, как то: Феодорита, Иоанна Златоустого и других, – вполне согласны в том, что псалом принадлежит Давиду, и что в древности он не имел никакого другого добавочного надписания, и только «в некоторых списках, – замечает блж. Феодорит, – нашел я слова сии: «Когда он преследуем был сыном своим Авессаломом», в еврейском же тексте и у других переводчиков не найдено мною сего прибавления. Но оно близко к истине, потому что псалом точно такое имеет содержание» [6, с. 664]. И действительно, он содержит молитву пророка и царя Давида к Богу о помощи во время восстания против него сына его Авессалома, когда на сторону последнего перешло большинство израильтян, и Давид с немногими преданными ему людьми, принужден был бежать из Иерусалима и скрываться в пустыне от преследования врага, когда царю угрожала опасность лишиться не только царского престола, но и самой жизни. В таких трудных обстоятельствах он и молится: Ст. 1–2 **Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый** Первыми словами псалма Давид умоляет, чтобы **Господь **услышал** молитву** его** во истине Своей и в правде Своей**; но не выясняет, что разумеет он под словами: «истина Божия и правда Его». Не выясняет сего, конечно, в том предположении, что Богу известно то, о чем он молится, – что молится о прощении той содеянной им вины, за которую был наказан Богом. Бог видел как желания сердца пророка, так особенно частые воздыхания сердца, искренне задушевные вздохи, происходящие от сердечного сокрушения сердца его. О св. Марии Магдалине в Евангелии не говорится, что она словами просила Господа об отпущении грехов ее, но из слез, которыми она омывала ноги Господа, Он понял, чего она просила, и сказал: «Отпущаются тебе грехи твои». Так и пророк Давид, сокрушенным сердцем и внутренним вздохом умоляя о прощении вины, говорит: **Господи, услыши молитву мою**, о которой Ты хорошо знаешь, в чем она состоит; и, повторяя то же, присовокупляет: восприими ушами **моление во истине Твоей**, то есть в верности Твоей, которую сохраняешь в обетовании, данном Тобою кающимся грешникам. И это же самое повторяя опять, говорит: **услыши мя в правде Твоей**, где под **правдою** разумеет верность, которая есть часть правды и которую немного прежде назвал** истиною**. Св. Иоанн Златоуст под правдой разумеет здесь благоволение к человекам, или человеколюбие, которое Господь оказывает истинно кающимся, и потому замечает, что пророк не сказал: «услыши мя в правде», но: **в правде Твоей**, которую Ты обыкновенно оказываешь кающимся и которая есть не столько правда, сколько невыразимое человеколюбие Божие. И если только человеколюбец Бог увидит где раскаяние, или услышит где признание, тотчас замечает беспокойство скорби, и потому чрез пророка Исайю говорит: «//Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися//» [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Судьи человеческие доискиваются признания в деле, чтобы обвинить за него, а Бог спрашивает для того, чтобы довести до раскаяния и оправдать. Отец блудного сына, в котором подразумевается Сам Бог, Отец Небесный, как только увидел возвращающегося сына и услышал от него: «//Отче! согрешил я против неба и пред Тобою//», – упал на шею его и целовал его, велел надеть на него лучшую одежду, перстень на руку его и обувь на ноги, и проч. (см. [[new:lk:15:11|Лк. 15:11–32]]). Это изложение почти то же, как и то, которое представлено выше, ибо та правда, которую Бог предоставляет кающимся, как обещанное прощение наказания, есть не что иное, как верность все превосходящей благости. Блж. Августин «под правдою Божией разумеет ту правду, которую мы имеем не по заслугам нашим, но по благодати Божией». **Услыши мя в правде Твоей: и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый**. Эти два прошения находятся, по-видимому, в противоречии между собою. Как мог Давид взывать к Богу о помиловании, об избавлении от тяжких скорбей, во имя **правды** Божией, и в то же время умолять Господа: **не вниди в суд с рабом Твоим**, – когда правда Божия именно и требует справедливого суда над человеком и праведного воздаяния ему по делам его, когда она требует, чтоб добродетельный получал награду, а грешный и преступный человек подвергался достойному и праведному наказанию? Последнее требование **правды** Божией и исполнялось теперь над Давидом, потому что восстание Авессалома против отца было одним из наказаний, которым подвергся последний, именно, по требованию правды Божией, за свой тяжкий грех. Давид разрушил счастие семейной жизни своего благородного и невинного подданного и лишил его жизни, – и вот теперь за это сам терпит тяжкую скорбь, великое унижение, и подвергается опасности жизни от своего любимого сына. И наоборот: если псалмопевец страшится нелицеприятного и праведного суда Божия, пред которым никто из смертных не может оказаться чистым от скверны и оправданным, то для чего он взывает к правде Божией и как бы призывает на себя суд Божий? Для устранения этого кажущегося противоречия в словах псалмопевца надобно обратить внимание на то, в каком смысле употреблено здесь выражение: **по правде Твоей**. Под **правдою** Божией здесь разумеется не правосудие Божественное, по которому Бог каждому воздает по делам его, никакого добра не оставляет ненагражденным и никакого зла ненаказанным; напротив, здесь под правдой Божией разумеется благодать Божия, оправдывающая и освящающая человека или Божественное домостроительство спасения человечества. Эта благодать подается человеку в том случае, если он исповедует пред Богом свою греховность и умоляет Его о помиловании и прощении по вере в обетованного Искупителя, «//Агнца, заколеннаго от сложения мира//» [[new:otkr:13:08|(Апок. 13:8)]]. «Что говоришь ты? – спрашивает св. Иоанн Златоуст, объясняя слова: **услыши мя в правде Твоей**. – Далее ты намереваешься сказать: «Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый», а здесь просишь быть услышанным по правде? Что же означают эти слова? Правдою он называет здесь человеколюбие. У людей правда не соединяется с милостию, а у Бога не так, но с правдою соединяется и милость, и притом такая, что и самая правда называется человеколюбием». Таким образом, под правдою Божией, к которой взывает здесь псалмопевец и во имя которой он умоляет Бога об избавлении от врагов, разумеется не правосудие Божественное, которого он страшится, но правда Божия, обнаруживающаяся, по слову апостола, «//в прощении грехов//» [[new:rim:03:25|(Рим. 3:25)]], или милосердие Божественное, устрояющее спасение человека, а при таком понимании правды Божией уже само собою исчезает кажущееся противоречие в изъясняемых словах псалмопевца. **И не вниди в суд с рабом Твоим**. Под **судом** здесь разумеется судебное разбирательство дела, следствие, когда судья подвергает рассмотрению и исследованию жизнь и поведение подсудимого и решает вопрос, насколько они согласны или несогласны с законами. Пророк умоляет, чтобы Господь не подвергал его Своему **суду**, потому что исход суда Божия над ним был бы крайне печальным и страшным для него; в очах святости Божией он не может явиться чистым и оправданным, потому что с самого момента зачатия своего не только он, но и всякий человек носит в природе своей скверну греха [[old:ps:050:07|(Пс. 50:7)]]. Как оправдается человек пред Богом? Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтоб рожденному женщиною быть праведным? «//Вот, Он и святым Своим не доверяет и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду//», – говорит праведный Иов [[old:iov:09:02|(Иов. 9:2]], [[old:iov:14:04|14:4]], [[old:iov:15:14|15:14–16)]]. «Известно мне, – говорит блж. Феодорит от лица пророка, – что из судилища Твоего никому невозможно выйти невинным. Если правило поставленных Тобою законов приложить к жизни человеческой, никто не окажется жившим по оному» [6, с 664]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]