[<10>] ====== Толкования на Пс. 142:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву** Не сказал просто: научи меня воле Твоей, но: **«творить волю Твою»**, т.е. руководи к самим делам, – потому что необходима высшая помощь и высшее наставление, чтобы идти путем, ведущим к добродетели, впрочем не так, чтобы мы могли бездействовать, но чтобы и сами привносили должное с нашей стороны. **«Ибо Ты – Бог мой»**. Видишь ли, как духовны его прошения? Он воз­носит прошение не о богатстве, власти и славе, но об исполне­нии воли Божией: это – сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия. **«Дух Твой благий поведет меня в землю правды»**. Видишь ли, как он внушает нам, как научает нас совершать путь Духом Святым? Потому и Павел говорит: //«нам Бог открыл это Духом Своим»// [[new:1kor:02:10|(1Кор.2:10)]]. **«В землю правды»**. В букваль­ном смысле он говорит здесь о своем отечестве; а в пе­реносном – о пути, ведущем к добродетели. Другой пере­водчик (Акила) говорит: //«по земле ровной»// (ὸιὰ γης όμαλης). Действительно, нет ни­чего ровнее добродетели, свободной от шума и смятения. **//Беседы на псалмы. На псалом 142.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву** **«Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой».** Умоляю и о том, чтобы не только знать мне, чтó угодно Тебе, но и делать Тебе угодное. Ибо знаю, что Ты мой Бог и Владыка. **«Дух Твой благий наставит мя на землю праву».** И отсюда познаем достоинство Духа. Как Бог благ, так и Дух именуется благим. Как умоляет Бога Пророк быть его руководителем, так молит о том, чтобы воспользоваться и руководительством Духа, и ничего не находить для себя трудным и неудобным, но идти путем прямым, гладким и неуклонным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву** См. Толкование на [[old:ps:142:09#evfimij_zigaben|Пс. 142:9]] ===== Лопухин А.П. ===== **Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву** //Научи меня исполнять Твою волю и истреби врагов моих// См. Толкование на [[old:ps:142:08#lopuxin_ap|Пс. 142:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву** Продолжая свою молитву, Давид не только просит указания в том, как ему поступить в тяжких обстоятельствах, но и умоляет Господа Бога научить его исполнять волю Божию. Ему, как пророку Божию, известна была «//воля Божия благая, угодная и совершенная//» [[new:rim:02:02|(Рим. 12:2)]], и потому он умоляет: **Научи мя творити**, т.е. исполнять, **волю Твою**, потому что, по замечанию св. Иоанна Златоуста, «блажен и счастлив не тот только, кто знает волю Божию, но тот, кто исполняет ее, так как знать волю Божию легко, а исполнять ее трудно» [7, с. 1113]. А блж. Феодорит в таких словах выразил молитву пророка: «Молю Тебя и о том, чтобы мне не только знать, что Тебе угодно, но и делать угодное Тебе, Поелику я знаю, что Ты Бог мой и Владыка» [7, с. 1113]. Далее, называя Бога **Духом** Святым, пророк говорит: **Дух Твой благий наставит мя на землю праву**, – а «правая земля» есть не что иное, как прямой и ровный путь, или, что то же – добродетельная и благочестивая жизнь, ведущая людей прямо ко спасению; это путь жизни ровный, свободный от преткновений и стремнин, каковыми являются грехи человека и его страстные привычки. Теперь, среди бедствий и страданий Давид яснее и глубже, чем когда-либо, сознавал, что исполнение воли Божией есть источник его благополучия и счастия. Исполнение воли Божией, по словам св. Иоанна Златоуста, есть «сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия». Посему пророк и молит Господа, чтобы **Дух** Его **благий** вел его **на землю правды**, был его руководителем и наставником в добре, потому что третьему лицу Святой Троицы – Духу Святому – принадлежит просвещение людей светом истины и укрепление их в делании добра, в исполнении ими требований воли Божественной. Оттого Дух Святой в Священном Писании называется «//Духом истины, наставляющим на всякую истину//» [[new:in:14:26|(Ин. 14:26]], [[new:in:16:13|16:13)]]; о Нем говорится, что Он «//подкрепляет нас в немощах наших//» [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]]; раздает верующим различные дарования [[new:1kor:12:12|(1 Кор. 12:4–11);]] созидает их «//в жилище//» Господа [[new:ef:02:22|(Еф. 2:22)]]; обновляет и освящает их существо [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5]]; [[new:1kor:06:11|1 Кор. 6:11)]]. Поэтому же и Св. Церковь в известной всем и ежедневно повторяемой молитве («Царю Небесный» – Ред.) называет Духа Святого Духом истины, все исполняющим, или содействующим всему достигать предназначенного Богом совершенства, «сокровищем благих», или источником всякого добра, «подателем жизни», и учит нас, что, вселясь в людях, он очищает их от всякой скверны и спасает. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]