[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах: повинуяй люди моя под мя** Видишь ли, как он опять ожидает спасения от чело­веколюбия Божия? Вместе с тем он указывает здесь и на нечто другое. Этими словами он выражает: я не был бы и достоин Его милости, если бы Сам Он не оказал ее; Он Сам – **«милость моя»**, а не я снискал ее своими делами. В самом деле, хотя Бог и милостив, однако не всем ока­зывает милость без разбора. //«Кого миловать, //говорит Он,// помилую; кого жалеть, пожалею»// [[new:rim:09:15|(Рим.9:15)]]. Поэтому, если мы хотим быть помилованными, то должны с своей стороны заслуживать такую милость. А пророк и самое помилование приписывает Богу. Видишь ли сокрушенную душу? Видишь ли признательное сердце, которое приписывает все чело­веколюбивому Богу? **«Заступник мой и избавитель мой, защитник мой, и на Него я уповал".** Он непрестанно выражает надежду на Бога, научая всех не унывать во время бедствий, но и среди несчастий обращаться к Богу, не отчаиваясь и не падая духом. Он есть **«заступник мой и избавитель мой»**. Если Он не защитит и не изба­вит в самом начале бедствий, то и тогда должно надеяться. Если Он Сам есть Заступник, то непременно избавит от бед­ствий. Надежда особенно и бывает тогда, когда видимые обстоя­тельства повергают в отчаяние, а она внушает бодрость в отношении к будущему. **«Он подчиняет мне народ мой»**. Хорошо сказал пророк. Действительно, нужна и для этого высшая помощь, чтобы удерживать подданных в повиновении, чтобы они не восставали и не возмущались. Таким образом не только для покорения неприятелей и врагов, но и для подчинения до­машних нам нужна великая помощь свыше. Великое дело – хорошо управлять своим народом, не меньшее, чем побеж­дать врагов. Нередко многие на войнах воздвигали трофеи, а во время мира падали, не умея держать бразды управления под­чиненными. Следовательно, не от силы царствования зависит покорность войска, но от помощи Божией; от ней – как победы над врагами, так и подчинение своих. **//Беседы на псалмы. На псалом 143.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на него уповах: повинуяй люди моя под мя** **«Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой и на Него уповах».** Пророк дает наименования согласно с испытываемым на самом деле; говорит: Ты //«милость моя»//; потому что от Тебя приял я источники милости: Ты «прибежище мое»; потому что, к Тебе прибегнув, спасен я: Ты //«избавитель мой»//; потому что пользуясь твоею помощию преодолел я врагов: Ты //«заступник мой и защититель мой»//; потому что ограждал меня воюемаго и защищал осажденнаго. Посему на Тебя буду иметь твердую надежду. **«Повинуяй люди моя под мя».** Сие приличествует Зоровавелю, и Священнику Иисусу; потому что они были тогда вождями народа. **//Толкование на сто пятьдесят псалмов.//** ===== Евфимий Зигабен ===== **Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой и на Него уповах, повинуяй люди моя под мя** Бог, продолжает, есть милость и прибежище мое, Он помощник мой и избавитель и защитник мой; почему я и уповал на Него всецело. Он-то подчиняет мне народ мой: ибо мы имеем нужду в помощи Божией, не только в покорении себе противных народов и врагов наших, но, по словам //Златоуста//, и в подчинении собственного народа моего; и как победа над врагами моими происходит из помощи Божией, так, по словам того же //Златословесного//, равным образом и добровольная подчиненность людей моих зависит от нея же. Слова //Феодорита:// Дает наименования от самых событий: ибо Ты, говорит, милость моя и прибежище мое и научает другому еще, что означает великое любомудрие; я, говорит, не был достоин и самой милости Его. Если бы Он не презрел, ибо Он милость моя, то я не имел бы ее на самом деле: потому что хотя Он и милость, но не всем подается безразлично: кого миловать, говорит, помилую. Итак, если хотим получить милость, мы должны подавать случай к такому милосердию от себя. Притом Он говорит, что и то самое, что я милую, я имею от Него. Видишь ли каково сокрушенное сердце? Я от тебя получил источники милости; Ты прибежище мое; ибо к Тебе прибегая я спасся. Ты заступник мой; ибо получив твою помощь, я стал выше врагов. Ты избавитель мой и защитник мой; Ты оградил меня во время брани, и избавил, когда осаждали меня. Итак, я, на Тебя возложу твердую надежду. Многие, по словам //Златоуста,// часто становились победителями на брани, а во время мира были поражаемы, по незнанию, как править подчиненными. Посему подчиненность войск не зависит от силы царства, а от помощи Божией. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя** **Люди моя** – евреи, все колена. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Милость моя и прибежище мое, заступник мой и избавитель мой, защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя** См. Толкование на [[old:ps:143:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 143:1]] [<10>]