[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе** **Боже, песнь нову воспою Тебе,** очевидно, песнь евангельскую. Слово же это от лица самого Давида. **Во псалтири десятоструннем пою Тебе.** //Псалтирь десятиструнная// есть тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, потому что каждым чувством обнаруживается особенная деятельность. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе** Ка­кая здесь опять связь речи? Весьма близкая. Сказав: //«простри руку Твою..., изми меня, и рассеешь их"//, пророк обещает и с своей стороны принести воздаяние Богу за помощь, воздаяние, которое не прибавляет ничего Тому, Кому приносится, а приносящему доставляет пользу Какое же это воздаяние? **«Новую песнь воспою Тебе»**. Хотя оно мало в сравнении с величием благодеяния, но он приносит то, что имеет. Так и мы от бед­ных и ничего не имеющих не требуем ничего, кроме благо­дарности и признательности. Впрочем, мы оказываем помощь для того, чтобы более прославиться; а Бог – не потому, чтобы имел нужду, но чтобы прославить самих воспевающих Его, и тем оказать им новое благодеяние. **«На псалтири десятиструнной пою Тебе»**, т.е. буду благодарить Тебя. В то время были музыкальные орудия, на которых воссылали Богу хвалебные песни; а теперь, вместо орудий, можно употреблять телес­ные члены. Мы можем петь не только языком, но и гла­зами, и руками, и ногами, и слухом. Если каждый из этих членов делает то, что приносит Богу славу и хвалу, если, например, глаз не смотрит бесстыдно, если руки не прости­раются на хищение, а на подаяние милостыни, если слух открыт для слушания псалмов и духовных песнопений, если ноги стре­мятся в церковь, если сердце не строит козни, а наполнено любовью, то члены тела делаются псалтирью и гуслями и воспе­вают новую песнь не словами, а делами. **//Беседы на псалмы. На псалом 143.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе** **Во псалтири десятоструннем пою Тебе.** Пять пар сочетаний, говорил он, постигаемых в отношении к душе, сосредотачиваются в одном сочетании, обозначающем Бога. Эти сочетания суть: ум и разум, мудрость и рассудительность, созерцание и делание, ведение и добродетель, незабывающее ведение и вера. Сочетание же, обозначающее Бога, есть Истина и Благо. С помощью пяти пар сочетаний душа продвигается вперед [по пути духовного совершенствования] и соединяется с Богом всяческих, подражая неизменности и благотворительности Его сущности и энергии своим непреложным, незыблемым и добровольным навыком в добре. И если представить небольшое, но полезное изображение этих сочетаний, то таковым будет божественная десятерица струн духовной псалтири в душе. Она, обладая еще и разумом, который вторит духу с помощью другой блаженной десятерицы заповедей, создает духовным образом совершенные, гармоничные и слаженные звуки, воспевая ими Бога. И это для того, чтобы знать мне, каково значение десятерицы воспевающей и Десятерицы воспеваемой, а также чтобы знать, как десятерица. соединяемая и сочетаемая таинственным образом с другой десятерицей, возводит Иисуса — Бога и Спасителя моего, заполняемого мной, спасаемым, — к Себе Самому, Приснообильному и никогда не могущему выйти из Себя. И еще чтобы знать, как она восстанавливает чудесным образом и меня в самом себе и в Боге, от Которого я получил и имею бытие и к Которому я стремлюсь издали, добиваясь получить еще и благобытие. //**Мистагогия.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе** Не буду непризнательным, но улучив спасение, с обычными для сего орудиями, воспою благодарственную песнь. ===== Евфимий Зигабен ===== **Боже, песнь нову воспою тебе, во псалтири десятоструннем пою тебе** **Боже! песнь нову воспою Тебе.** Я, прибавляет, воспою Тебе, Господи, песнь и хвалу новую и благодарную; потому что, как царь от нищего, которому благодетельствует, ничего другого не ищет, кроме благодарности и доброго слова: так и Бог ничего другого не требует от человека нищего и незначительного по природе за оказываемые ему многие и великие благодеяния свои, кроме благодарения и славословия. Впрочем, царь требует признательности и похвалы от нищего и сею похвалою его получает большую знаменитость; а Бог требует от человека благодарности и прославления, чтобы сделать его самого более знаменитым и оказать ему новые благодеяния свои. По словам //Афанасия// и //Eвceвия//, новою песнью означается новый, или евангельский завет; ибо словами нового уничтожил, говорит, древний, как сделавшийся ветхим. **Во псалтири десятоструннем пою Тебе.** В древности подзаконной псалмы петы были при употреблении десятиструнной псалтири, а ныне в новой евангельской благодати десятиструнную псалтирь составляет человек из самого себя, как имеющий пять чувств телесных и пять сил душевных. Итак, когда глаз смотрит верно, правильно и беспристрастно, слух устремляется к духовным словам, словом каждое телесное чувство и каждая душевная сила производит свои действия бесстрастно, чисто и богоугодно. Тогда, по словам //Златоуста//, человек поет, благодарит и приносит Богу славословие, как бы бряцая на десяти струнах. //Другой// говорит: Христос составил великую псалтирь по всей вселенной из народа составляющего Церковь Его: она т. е. десятиструнная псалтирь, т. е. совершенная, посредством которой бряцает своему Отцу новую песнь. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе** Получивши помощь, псалмопевец в новой песне будет прославлять Господа, как Спасителя царей, как Защитника Давидова. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–11 **Боже, песнь нову воспою Тебе, во псалтири десятоструннем пою Тебе: дающему спасение царем, избавляющему Давида раба Своего от меча люта. Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих, ихже уста глаголаша суету, и десница их десница неправды** После того, как Давид пророк в предыдущих стихах достаточно воспел благодарность свою Богу за помощь, оказанную ему в победах и поражениях врагов, и, быв уверен в том, что Господь Бог и в будущем не оставит его Своею помощию, он выражает намерение составить и воспеть еще песнь во славу Божию: **Боже! песнь нову воспою Тебе**. И ранее того было составлено им немало песней в благодарность Богу, а вот ныне, говорит, я **воспою новую песнь** для того, чтобы на **десятиструнной псалтири** торжественно прославить Бога за то, что Он дает спасение царям и в особенности за то, что **избавил Давида раба Своего от меча люта**, которым хотел убить его филистимлянин Голиаф. О десятиструнной псалтири и других музыкальных инструментах, употреблявшихся при богослужении во времена Давида и после него, достаточно сказано при объяснении псалмов [[old:ps:032:02|32 (ст. 2)]] и [[old:ps:091:09|91 (ст. 4)]]. Упоминая о спасении царей, пророк разумеет, во-первых, себя, а затем и будущих преемников своих, которые, вступая на царство, принимали власть и помазание от Самого Бога, почему и назывались рабами Божиими. Далее, в стихе 11, пророк повторяет те же слова молитвы об избавлении от врагов, какими молился в стихах [[old:ps:143:07|7-8]], и повторяет, конечно, для того, чтобы усилить свою молитву. «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница – десница лжи» (пер. с евр.). По объяснению блж. Феодорита, «не напрасно сие повторение: имея говорить о благоденствии их, он порицает их в лукавстве, чтобы приклонить Бога на помощь. Те, говорит, которые столько злословят Тебя и живут в неправде и лукавстве, плывут при благоприятных ветрах и, получая от Тебя изобилие благ, обращают благополучие свое в средство к неправде» [7, с и 20]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]