[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** **Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей.** Сыны народа плотского, говорит Псалмопевец, процветают; а сыны народа духовного унижены. И это те, которые говорят: //аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется// ([[new:2kor:04:16|2 Кор. 4,16]]). **Дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма.** Приукрашены земным убранством, потому и стали не храмом Божиим, как святые души уверовавших, но подобием храма. Показывали вид, что упражняются в житии по Закону; но имели в себе не Слово, а лукавого духа. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** См. Толкование на [[old:ps:143:11#svt_ioann_zlatoust|Пс. 143:11]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** **«Сынове их, яко новосажденная, водруженная в юности своей»** [[old:ps:143:12|(Пс. 143:12)]]. Поскольку, оставив буквальный смысл, просишь меня изложить тебе умопредставляемый смысл сих речей, то узнай оный и вопреки своему желанию. Ибо, может быть, и не вызвал бы ты меня на это по желанию своему, ожидая, что дам другое какое-либо истолкованье, а не это. //«Сынами»// нечистых демонов называются скверные помыслы и всякий худой нрав, обращающий грехолюбивых людей к делам порочным. Они-то, **«яко новосаждения»**, неподвижно //«водружены в юности»// твоей, потому что, хотя и состарился ты телом, но силен еще в мерзостях, юн этою проклятою похотливостью. С юного возраста и до глубокой старости пребываешь ненасытным в неистовом блуде, и на тебе исполняется пословица, что худая страсть в душе никогда не стареет. Посему, хотя бы теперь, если пристыжают тебя слова сии, стенай горько, как бы отрезвившись от долговременного упоенья, умоляй Бога, Который может сотворить в тебе всякое чудо, поколебать эти негодные и предосудительные //«новосаждения»//, потрясти и с корнем вырвать их по Своему Божественному владычеству, чтобы, наконец, отстав от блуда и успокоившись, мог ты сказать: «С самого основанья возмущено состояние души моей, поэтому успокоюсь, взирая на кончину». **//Письма на разные темы. Престарелому и любодейному богачу Мартину.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** **«Ихже сынове их яко новосаждения водруженная в юности своей»**. Наслаждаются они многочадием и благочадием, и окружены сынами, уподобляясь недавно разцветшим растениям. **«Дщери их удобрены, преукрашны яко подобие храма.»** Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам убранным в честь идолов. Такова их изысканность в нарядах и в искусстве прельщать. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ихже сынове якоже новосаждения **(молодые новые сады)**, водруженныя в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** Сими словами Давид изображает благополучие и богатство нечестивых и беззаконных людей: сыны таковых, сказывает, нежны и здоровы в юности своей, как нежны молодые масличные деревья. И дщери их столько украшены и убраны, что представляются, по своему убранству и красоте, подобными красивому и изукрашенному храму. Слова //Феодорита//: Они, говорит, получили много чад, и окружены сынами, как молодыми и красивыми растениями или лучше, как говорит //Никита//, новоутвержденными и совершенными; ибо писание водруженным в юности называет то, что пришло в больший возраст разумея, т. е. то, что имеет, по возрасту, больше благоразумия; а дщерей не только украшает природа, но и великое украшение и искусственное, по которому они уподобляются храмам, украшенным, в честь идолов, каково украшение румянами, или блудническое. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма** Заступление Божие против врагов тем необходимее, что они пользуются временным счастьем, вследствие чего Израильтяне могут прийти в заблуждение считать счастливыми нечестивых, тогда как истинно счастлив только народ Божий. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-15 **ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма: хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их. Ублажиша люди, имже сия суть: блажени людие, имже Господь Бог их** //Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия// Давид желает, чтобы с победой над филистимлянами для евреев открылась новая эра счастливой и довольной жизни. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 12–14 **Ихже сынове их яко новосаждения водруженая в юности своей, дщери их удобрены, преукрашены яко подобие храма: хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их** Представив характеристику своих знатных современников, как людей преданных суете и живущих неправдою, и усиленно испрашивая защиты от них, как особой милости Божией, пророк описывает здесь семейное и домашнее благополучие их, бывшее отчасти причиной их легкомысленной и суетной жизни. Они живут так, как вообще живут** сынове** века сего, преданные суете и временному благополучию, состоящему в деторождении и изобилии пшеницы, вина и елея, скота и прочих благ земных. Все их мысли и желания сосредоточены на приобретении этих благ. «Да будут, – говорят они, – сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости, дочери наши – как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших; да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших» (пер. с евр.). Здесь нельзя не обратить внимания на разницу, заключающуюся в выписанных нами текстах по переводам славяно-греческому (LXX толковников) и русскому с еврейского, не только в отдельных словах, но и в целых выражениях, именно: 1) по славяно-греческому чтению стоит третье лицо (**ихже сынове**, как и в Вульгате: quorum filii), а в русско-еврейском первое лицо («да будут сыновья наши»); таким образом, представляется, что по первому (славянскому) переводу пророк говорит от лица сынов чуждых, иноплеменных, а по-второму – от лица самих иудеев. Но здесь вся разница заключается в той мысли, что пророк характеризует самих иудеев в нравственно-религиозном состоянии стоящими не выше иноплеменников, сынов чуждих; 2) по славяно-греческому чтению о житницах, или хлебохранилищах, сказано: **отрыгающая от сего в сие**, и этим выражено то, что скопление зернового хлеба, по причине его изобилия, пересыпалось из одного в другое помещение; а в русско-еврейском слова: **отрыгающая**... – заменены выражением: «обильны всяким хлебом». Таким образом, и здесь разница только в словах, а не в существе дела. В выписанных трех стихах ясно выражены мысли и суетные пожелания людей, преданных мирской суете. Люди эти ничего не желают, как только того, чтобы **сыновья** их были, как вновь посаженные деревья в саду, глубоко укоренившиеся, зеленеющие и цветущие; чтобы **дочери** их были** удобрены** (от «украшаюсь»), преукрашены наподобие храма, как приукрашенный идол языческого храма. «Вместе с юностию, – говорит св. Иоанн Златоуст, – пророк изображает и роскошь в одежде, и головные уборы, и другие женские украшения». А блж. Феодорит так выразил это: «Не естественная только красота украшает их, но и искусство облекло их в великое убранство; почему уподобляются храмам в честь идолов» [6, с. 670]. Изобилие плодов земных озабочивает их, как того богача, о котором говорит евангельская притча [[new:lk:12:16|(Лк. 12:16–20)]], – построить житницы большие против прежних и переложить весь хлеб и все добро **от сего в сие**. Прежде, чем изобретена была известная ныне роскошь и изнеженная обстановка, все богатство у древних состояло из стад скотов, овец и волов, для которых нужно было приготовить пастбища (**исходища**), или злачные пажити, а также и места, необходимые для укрытия от непогоды, что и выражено у пророка словами: **овцы их многоплодни, множащияся во исходищах своих: волове их толсти**. Вообще, по словам пророка, они во всем благополучны. А св. Иоанн Златоуст так говорит о сем благополучии: «И земледелие их охраняется с великою заботливостью и с великим тщанием, плоды созревают, ограды стоят твердо (**несть падения оплоту**), виноградники возделываются и ограждаются со всех сторон (**ниже прохода**), нет ни шума, ни смятения» (**ниже вопля в стогнах их**). А блж. Феодорит к сему прибавляет: «и никогда не бывает у них несчастия, не бывает вопля, как по умершим, но проводят время в удовольствии и смехе, не испытывая никаких неприятностей» [7, с. 1121–1122]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]