[<10>] ====== Толкования на Пс. 144:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив** Видишь ли, как и пророк останавливается на благодеяниях Божиих и об них более распро­страняет речь? Он ясно знал, что в этом особенно со­стоит богатство Божие. Невозможно было бы нам и спастись, если бы не велико было человеколюбие Его; невозможно было бы нам существовать, не пользуясь великою Его благостью. Поэтому и Сам Он сказал: //«Изглажу беззакония твои»//, во грехах твоих защищаю тебя [[old:is:44:22|(Ис.44:22)]]. **«Щедр и милостив Господь».** Посмотри, как пророк показывает неиз­реченное Его человеколюбие. Бог не только милует согрешаю­щих, но являет и другой немалый вид человеколюбия – долготерпение, чтобы грешники пришли в раскаяние и при чело­веколюбии Божием достигали спасения и собственным ста­ранием, получая, таким образом, дерзновение пред Ним своими подвигами. Он не только **"милостив"**, но и **«многомило­стив»**, говорит пророк, выражая, что великое милосердие Его не может быть измерено, но превосходит всякое слово. **//Беседы на псалмы. На псалом 144.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив».** В том же опять положении остается Пророк и здесь. Представив в уме, как создал Бог естество человеческое, какой чести и какого промышления удостоил оное, и законоположил, чтобы вся видимая тварь приносила потребное человеку, и каждый день терпит прегрешающих, //«сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя»// ([[new:mf:05:45|Мф.5:45]]), – называет Его не только //«щедрым»//, но и //«милостивым»//, и //«долготерпеливым»//, и //«многомилостивым»//. Ибо, водясь безмерною благостию, //«удалил есть от нас беззакония наша, елико отстоят востоцы от запад»// ([[old:ps:102:12|Пс.102:12]]); и //«тако возлюби мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть»// за него ([[new:in:03:16|Ин.3:16]]). ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим **(ко всем)**, и щедроты Его на всех делех Его** Те же самые слова сказал Давид и в [[old:ps:072:start|72м]] псалме и усиливает здесь слово о благости Божией, зная, что из благости особенно открывается богатство милосердия Божия, потому что если бы Господь не имел столь великого человеколюбия, то, по словам //Златоуста//, не возможно было бы спастись никому. Господь, говорит, благ ко всем, не только к праведным, но и к грешным, и не только к словесным людям, но и к ангелам и архангелам и даже к бессловесным животным, и вообще Бог щедр и милостив ко всякому творению своему и самому незначительному, так как и геенною огненною и всеми прочими вечными муками Бог, по своему человеколюбию, угрожает людям, дабы, по словам того же //Златоуста//, чрез сей страх удалялись от греха и чрез покаяние и подвиги в добродетелях достигали царства небесного. И в настоящей жизни Бог наказывает грешников по своему человеколюбию, чтобы временным сим наказанием исправить их, если они того пожелают, и сделать лучшими, а если не исправятся, по крайней мере облегчить для них тамошнюю вечную казнь, или чрез сие наказание их удержать от зла и вразумить других: ибо лукавый, видя, говорит, что злой терпит наказание, сильно сим наказывается [[old:pr:23:03|(Прит. 23, 3)]]. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–12 **Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Да исповедятся Тебе, Господи, вся дела Твоя, и преподобнии Твои да благословят Тя: славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют, сказати сыновом человеческим силу Твою и славу великолепия Царствия Твоего** Первые четыре эпитета, выражающие милосердие Божие и сострадательность Его ко всем разумным творениям Его, в особенности к человекам, Давид неоднократно повторяет в своих песнопениях (см. Пс. 102:8, 85:15 и др.), и не от себя, не от своего поэтического, так сказать, творчества отрыгает «глаголы уст своих» (Пс.137:1), а из источника Божественного почерпает возглашения Самого Бога, в слух Моисея, человека Божия, реченные: «Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, и истинен, и правду храняй» (Исх.34:6). Выраженные также и в переводе с еврейского, слова эти имеют такое значение: 1) щедр – miserator – сострадательный, милосердый; 2) милостив – misericors, у Тремеллия: gratiosus – милостивый; 3) долготерпелив – patiens, longanimis; «долготерпеливым» Господь Бог называется потому, что долгое время терпит грехи и беззакония людей, долго не наказывая за них; 4) многомилостив – multum misericors. И Спаситель наш, Господь Иисус Христос, научая людей милости и благотворению, как высочайший образец сих добродетелей, представляет пред людьми Самого Отца Небесного, Который «солнце Свое сияет на злыя и благая и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:45). Это же самое выражает и пророк словами: благ Господь всяческим, т.е. ко всем вообще, и «праведныя любяй, и грешныя милуяй, иже вся зовый ко спасению обещания ради будущих благ», как ежедневно читаем это на всех частях церковного богослужения. И щедроты Его видны на всех делах Его. В особенности же Господь Бог проявляет милость Свою к людям «боящимся Его, помнящим заповеди Его и призывающим Его» (Пс. 85:5, 102:17). Но и тогда, когда угрожает Он людям геенною и прочими вечными муками, делает это, по словам св. Иоанна Златоуста, «для того, чтобы страхом наказаний люди удалялись от греха и чрез покаяние и подвиги в добродетелях достигали Царства Небесного» [7, с. 1127]. И наказания в настоящей жизни Господь посылает грешникам для того, чтобы исправить их и сделать лучшими. Следующий стих 10 в переводе с еврейского читается так: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Этими словами пророк призывает к прославлению Бога все творения Его, как словесные, так и бессловесные, или неразумные твари, что они и исполняют. В нашей Св. Церкви Православной ежедневно, за литургией и за всеми вообще богослужениями, устами священнослужителей и других верующих и молящихся, воспеваются хвалы и благодарения Пресвятой Троице, не только во время дня, но и вечером, когда верные, «пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», поют «Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир Тя славит». Последним речением: «мир Тя славит» – выражается та мысль, что неразумные твари, которых Бог подчинил на службу человеку, славят Бога чрез того же человека, которому они служат. Далее пророк говорит о тех же святых, или преподобных, в следующих словах (ст. 11 и 12, пер. с евр.): «Да проповедуют славу Царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем, и о славном величии Царства Твоего». Сими словами пророк предсказывает о том высоком служении, которое ныне известно под именем миссионерского служения, когда люди призываются на проповедь Евангелия и идут по сему призванию, исходящему от лица Иисуса Христа, Сына Божия, Который «пришел, – по сказанию того же Евангелия, – в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14–15). На сей зов первыми пошли св. апостолы Христовы, а за ними последовали и другие проповедники и служители слова, на которых и исполнилось, и доселе исполняется, это псаломское слово: преподобнии Твои да благословят Тя: славу Царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют; по всем странам мира пойдут и будут рассказывать сыновом человеческим о могущественной силе Твоей, расскажут всем о Христе и о великолепной славе Царства Его, т.е. о Церкви Христовой. А по объяснению блж. Феодорита и Евсевия, «преподобные, и пророки, и апостолы, и принявшие после них служение проповеди, – возвестят, говорит, о вечном Твоем Царстве и неизреченной силе всем людям, а равно потому, что Ты один Владыка над всем» [7, с. и 28]. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]