[<10>] ====== Толкования на Пс. 144:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении** Видишь ли, как он показал, что //«Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его»//? Как в Евангелии сказано: //«Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»// [[new:mf:05:45|(Мф.5:45)]], так и здесь он выражает тоже словами: **«и Ты даешь им пищу благовременно»**. Действительно, не дожди, земля и воздух, но повеление Божие всегда произрещает плоды. Слово: **«благовременно»** означает, что все распределено по временам и производится в разные сроки. И это много дока­зывает премудрость Его, что Он производит не все вместе и вдруг, но разделяет пищу по временам целого года, так, чтобы и земледелец имел отдых, и произведения земли не портились. Итак, слово: **«благовременно»** означает или то, что мы сказали выше, т.е., что все распределено по временам, или то, что Бог дает пищу нуждающимся и имеющим недоста­ток. Но, скажешь, как он говорит: **«очи всех на Тебя уповают»**, когда есть много людей, живущих в нечестии, которые утверж­дают, что все существует само по себе? Он говорит здесь о сущности дела, подобно тому, как и в другом месте гово­рит: //«и птенцам ворона, призывающим Его»//, хотя эти птенцы – животные бессловесные [[old:ps:146:09|(Пс.146:9)]]; и еще: //«молодые львы, рыкающие о добыче, чтобы выпросить у Бога пищи себе»//, хотя и эти также бессловесны и сами просить не могут [[old:ps:103:21|(Пс.103:21)]]. Здесь он го­ворит о сущности дела; так надобно сказать, имея в виду не желание их, а сущность дела. **//Беседы на псалмы. На псалом 144.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении».** Пророк сказал здесь: //«уповают»//, не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 15-16 **Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении **(в свое время)**. Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения** (тем, что ему благоугодно). Сии слова имеют сходство с словами [[old:ps:103:27#evfimij_zigaben|103го]] псалма: все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал пищу им во благое время; также: когда отворишь Ты руку, все исполнится благости; почему можешь найти изъяснение их там. Итак, что там назвал благостью, то здесь именует благоволением. Видишь ли, возлюбленный брат, как божественный Давид показал, что Господь милостив ко всему и щедроты Его на всех делах Его, и что пищу животным доставляет не земля и не дождь, или солнце, или воздух, но повеление Господне? А отверзание руки Божией означает, по словам //Феодорита//, легкость подаяния. //Феодорита//: Глагол «уповают» здесь поместил не для означения расположенности; потому что живущие в нечестии не имеют такового упования, и бессловесные животные также не имеют разумного чувства: но сим научает тому, что каждое животное получает от Него соответственное нужде удовлетворение. //Златоуст//: Не то говорит, что они ищут, но говорит то, что бывает по природе на деле, ибо сиe слово должно относить не к произволению их, но к свойству того, что случается: потому что глаза всех и разумных и неразумных животных смотрят вверх к Нему по естественному некоторому и не зависящему от наставления побуждению взирающих к Нему. А Он, как благой Отец, дает различную по различию времен пищу. Исполняет же всякое животное благоволения—значит удовлетворение желанию его тем, что ему угодно, т. е. дает каждому желаемое. Почему и определено, по причине сих слов, читать сей псалом при входе нашем в чувственную трапезу, как мы сказали в начале сего изъяснения. //Феодорита//: Как только Ты того желаешь, тотчас каждое получает подаваемые Тобою блага: ибо как нам легко распростереть совокупные персты и раскрыть руку, так легко Тебе мгновенно подать изобилие благ. А исполнением благоволения //Златословесный// называет здесь то, что каждое животное исполняет желание свое тем, что Ему угодно: ибо не просто дает пищу каждому, но смотря потому, что которому из них полезно и бессловесным и людям и всем, что кому нравится; и не только дает, но и исполняет, чтобы не было недостатка ни в чем. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 15-16 **Очи всех на тя уповают, и ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши ты руку твою и исполняеши всякое животно благоволения** //Господь поддерживает всех падающих, по Своему благоволению насыщает каждого, близок ко всем, призывающим Его, сохраняет любящих Его, а нечестивых истребит. Да благословляет Господа всякая плоть// Означенные стихи составляют молитву пред обедом. //"Даешь им пищу их в свое время"// - в нужное время, все живущее получает от Тебя необходимое для поддержания своего существования. - //"Насыщаешь... по благоволению"// - это насыщение есть дело Твоей милости к существующему. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 15–16 **Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения** Если земным царям свойственно и прилично возбуждать надежду на себя со стороны подданных, особенно в затруднительных обстоятельствах, как, например, в случае неурожая или бедствия от огня и пожаров, или в случаях других бед, – ждать пособия из царской казны; то тем более такие надежды верные могут возлагать на Бога, Царя Небесного, у Которого в запасе и в распоряжении имеется всякого рода пища, не только для людей, но и для всякого рода животных, и во всякое время года (во благовремении), когда окажется нужда. Это самое пророк выражает здесь словами (пер. с евр.): «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время». Отверзать, или открывать руку – значит: «давать изобильно, щедро», или, что то же, – «давать свободною и открытою рукою». А это и значит: «давать по-царски, свободно, с выражением благоволения к получающим даяния». Это и выражает пророк к Царю Небесному, Подателю всякого блага, не только земного и вещественного, но и духовного, небесного. Ты, Господи, «открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению». Те же мысли, и теми же почти словами, выражены и в псалме 103, стихах 27–28. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]