[<10>] ====== Толкования на Пс. 145:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения** Опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «**Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения»**. Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: //«на того, кто не может спасти»// (τω μὴ έχοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: **"в коих нет спасения»**? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. **//Беседы на псалмы. На псалом 145.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Не надейтеся на князи».** Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее: **«На сыны человеческия, в нихже несть спасения».** Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что //«человек суете уподобися»// ([[old:ps:143:04|Пс.143:4]]); и: //«человек яко трава дние его»// ([[old:ps:102:15|Пс.102:15]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Не надейтеся на князи **(начальствующих)** и на сыны человеческия, в нихже несть спасения.** Не надейтесь, советует, люди, на начальников и на смертных людей, как не имеющих силы спасти себя и помочь самим себе, по изъяснению //Златоуста//. А если они не могут помочь самим себе, то не гораздо ли больше не могут помочь другим? Ибо сам видишь, читатель, в сколь многих и сколь великих опасностях и смертоносных болезнях находятся начальники: и не имеют силы избавиться от сих опасностей и смерти. Да слышат сие те неизвестные христиане, которые совершенно устремили все внимание свое к великим людям, надеясь, что они помогут во время их нужды. Почему и Иеремия говорит: Проклят тот человек, который уповает на человека и утвердит плоть мышцы своей на нем, а от Господа отступит сердце его [[old:ier:17:05|(Иep. 17, 5)]]. //Феодорита//: Хорошо это увещание; ибо начальники и не начальствуют вечно, но имеют временную власть и не все начальники дорожат правдою. Посему смотри на природу их и не полагайся на власть. Ибо человек суете уподобляется и человек таков, что как трава дни его. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения** Так как некоторые израильтяне в деле приостановки постройки храма слишком много придавали значения благорасположению персидских вельмож и слишком мало надеялись на Бога, то псалмопевец заявляет, что надежда на людей суетна и внушает надеяться на Бога отцов (//Бог Иаковль//), Который всемогущ, верно исполняет обещания (//хранящего истину//) и всегда и везде помогает угнетенным и безпомощным всякого рода, а следовательно, поможет и Своему угнетенному народу. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** [<10>]