[<10>] ====== Толкования на Пс. 145:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них: хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущым. Господь решит окованныя** Если же дела Его постоянны, то тем более Сам Он неизменяем и всемогущ; сами дела Его доказывают Его силу и то, что Он таков. Но если Он, при неизменяемости и всемогуществе, не желает? Многие неразумные говорят это. Но, смотри, как пророк уничтожает такое сомнение. Сказав: **«Который сотворил небо и землю, море и все, что в них, хранит истину во век»**, он присово­купляет: **«совершает (правый) суд для обижаемых, дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных"**. Смысл слов его следующий: в том и состоит дело Божие, обыкновенное и особенно Ему свойственное, чтобы не оставлять без внимания обижаемых, не проходить мимо при­тесняемых, подавать руку помощи тем, кому строятся козни; и это постоянно. Поэтому он говорит: **"во век"**, указывая на это, и не только на это, но и на то, что следует далее. **"Дает пищу алчущим. Господь разрешает окованных. Господь умудряет слепых»**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«просвещает»// (φωτιζει). **//Беседы на псалмы. На псалом 145.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-9 **«Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них».** Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, чтó в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог – Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, чтó сотворил. **«Хранящаго истину в век»: «Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим».** Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя. **«Господь решит окованныя:» «Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя».** Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: //«дах тя во свет языков»//, присовокупил: //«отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме»// ([[old:is:42:06|Ис.42:6–7]]). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: //«Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити со//крушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение» ([[old:is:61:01|Ис.61:1]]). И еще в другом месте: тогда //«услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят»// ([[old:is:29:18|Ис.29:18]]). **«Господь любит праведники»: «Господь хранит пришельцы».** Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо //«пришельцами»// Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда //«без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече»//, стали //«близ»// ([[new:ef:02:12|Еф.2:12–13]]). **«Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит».** Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотворшаго небо и землю, море, и вся, яже в них** (содержится)**; хранящего истину в век.** Блажен, продолжает, тот человек, который надеется на Бога, сотворившего небо и землю и море и все, что содержится в сих трех местах, притом всегда истинного и в обещаниях благодеянии своих и в угрозах наказаниями от Него. //Феодорита//: Сими словами вкратце объемлет всю видимую тварь; ибо не только упомянул о небе, земле и море, но и о том, что в них и в небе, ангелы и все естество невидимых, также солнце, месяц и множество звезд; на земле и в море люди и различных родов бессловесные. Столь велика, говорит, сила Творца всех. Из сего можешь заключить, сколь велико различие между тленными начальниками и Творцом всех. [<10>]