[<10>] ====== Толкования на Пс. 145:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит** См. Толкование на [[old:ps:145:08#svt_ioann_zlatoust|Пс. 145:8]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит** См. Толкование на [[old:ps:145:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 145:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь хранит пришельцы** Праведниками Давид называет просиявших в добродетели прежде Евангелия, а пришлецами пришедших к благочестивой вере во Христа после Евангелия. Или праведниками именует совершеннейших в добродетели, а пришлецами—новоначальных в ней. Тех, говорит, т. е. совершеннейших праведников, как благоприятных Господу, Он любит, а пришлецов, как новоначальных в добродетели, Господь хранит, как нетвердых и бессильных и еще не испытавших брани с бесами. **Сиру и вдову приимет** Господь, говорит, подает заступление и помощь вдове и сироте; почему и в различных местах Писания повелевает вдовам и сиротам помогать. Но можешь понимать это и иносказательно. Сирота и тот, кто оставляет отца и мать, если они неверны, ради Христа, в Которого верует; или тот, кто оставит родителей своих, хотя и верных, и последует Христу монашеским житием. А равно вдова и та, которая оставит мужа, пребывающего в неверии, или еретика, и уверует во Христа и сделается православною. Потому что как для сирот драгоценнейшие и приятнейшие из родных суть отец и мать, так и для вдовы самый дорогой и возлюбленный из родных есть муж. Сиротою можно почитать и того человека, который отвергнул диавола, бывшего прежде отцом и учителем его во зле; а равно и вдовою душу, отвергнувшую диавола, к которому была прилеплена своим служением и угождением ему, когда исполняла злые его хотения. Итак, сего-то сироту и сию-то вдову Господь заступает, подавая им свою помощь, и сироту делает своим сыном, по благодати, а вдову невестою своею посредством Святого Духа. Слова Божественного //Максима//: Еще вдова есть душа, умершая по естественному закону; а сирота есть скрытный образ жизни, который из тщеславия и больших выгод деятелен и не имеет отцом своим Бога. Итак, Господь условным советом сим естественный закон оживотворяет, а скрытный нрав исправляет, чтобы он совершался для самого блага, а не для тленной славы, и таким образом сироту и вдову поднимает, т. е. истребляя прежний образ жизни и злоупотребление. **И путь грешных погубит** Путь грешников есть злонравие и лукавство, которое Бог истребит. О сем сказано и в конце [[old:ps:001:06|первого]] псалма так: и путь нечестивых погибнет, и в [[old:ps:009:36|9-м]] псалме: будут искать греха его, и не найдется. //Златословесного//: Замечай последние слова, с какою точностью они сказаны. Не сказал грешников погубит, чтобы ты не подумал, что души их тленны, но: путь их, т. е. действия, жизнь; ибо он отвращается не от природы, но ненавидит зло. **//Толковая Псалтирь.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Что означает сказанное в псалме: **сироту и вдову примет, и путь грешных погубит**?// **Вдова** — это душа, погубившая природный закон, **сирота** же — хитрый способ [жизни], [при котором] тот, кто является любителем славы и большой наживы, не имеет Бога отцом. Итак, посредством относящегося к этому совета Господь, естественный закон оживотворяя, а хитрый способ [жизни] исправляя, чтобы посредством самого Блага, а не посредством тленного возникала слава, воспринимает [их], **погубляя пути грешников**, то есть прежний образ жизни, в котором [человек] обращался. //**Вопросы и затруднения.**// [<10>]