[<10>] ====== Толкования на Пс. 146:10 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 10-11 **Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его** Так как они были слабы, не имели оружия и нуждались во всем, то, чтобы они не смущались этим, смотри, как он исправляет такой недостаток. **«Не силу коня, **говорит,** Он любит и не к (быстрому) бегу мужа благоволит, благоволит Господь к боящимся Его и уповающим на милость Его»**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«в ожи­дающих милости его»// (τοις αναμένασιν). Если, говорит, вы будете иметь страх и совершенную надежду на Него, то приобретете Его благоволение; а приобретши Его благоволение, будете могущественнее всех, кто имеет коней и оружия. Нужно только одно: не унывать и не смущаться, но ожидать Его милости, потому что в том и состоит надежда, чтобы не отчаиваться и не падать духом, не тотчас получая ожидаемое. И хорошо сказал он: **«на милость Его»**, потому что они не имели дерзновения по делам своим. Хотя, говорит, ваши дела изменяют вам, но надейтесь на Его милость, и вы удостоитесь Его попечения и помощи. **//Беседы на псалмы. На псалом 146.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 10-11 **«Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит»: «Благоволит Господь в боящихся Его, и во уповающих на милость Его».** Не телесною силою, говорит Пророк, не искуством ездить на конях, не быстротою ног, благоугождается Бог, но добрыми делами, которыя творятся богобоязненностию. Но не о боящихся только с особенною попечительностию промышляет Бог, но и о тех, которые впали в грехи, но прибегли к покаянию, и подкрепились надеждою на человеколюбие. Ибо Пророк сказал, что Бог благоволит не к совершенным только подвижникам добродетели, но и к ожидающим божественной милости. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не в силе констей восхощет, ниже, в лыстех** (не в голенях)** мужеских благоволит.** Хотением и благоволением Давид здесь называет изъявление Богом удовольствия; а под силою и голенями разумеет крепость. Ибо, как в мышцах, или руках находится сила рук, так и в голенях, т. е. в ножных частях заключается крепость ног. Богу, говорит, не угодна сила бессловесного и седока его. Или неблаговолением хочет выразить то, что Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням. Но к кому благоволит, послушай далее. //Златословесного//: Частью означает всю телесную силу и охуждает крепость сил. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит** Спасши так чудесно Свой обессиленный и угнетенный народ, Господь ясно показал, кому Он благоволит: не язычникам, полагающимся на свое естественное могущество (**сила конская** – конница; **лысты мужеские** – могущественная пехота), но надеющимся на Него и исполняющим закон Его иудеям. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит** **Ниже в лыстех** (не в голенях) **мужеских благоволит;** то есть Бог не дает крепости и победы крепким мышцам и сильным голеням. **//Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-11 **Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских благоволит: благоволит Господь в боящихся его и во уповающих на милость его** Величие человека и целого народа зависит не от обилия его военной силы (//"конь"// - символ военной крепости, так как количеством колесниц и коней на древнем Востоке измерялась сила врага), физической ловкости и выносливости воина (//"ноги человеческие"//, т. е. уменье быстро, долго и сильно бегать, что очень важно на войне), а степени веры в Бога. Последнее оправдалось на евреях. Они - народ не военный и не боевой - были в плену бесславными и бесправными рабами у могущественных язычников, но получили свободу и независимость не успешной внешней борьбой со своими врагами, а по милости Господа, на Которого одного надеялись. [<10>]