[<10>] ====== Толкования на Пс. 147:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им** См. Толкование на [[old:ps:147:08#svt_ioann_zlatoust|Пс. 147:8]] **//Беседы на псалмы. На псалом 147.//** ---- Смотри, сколько перечислил благ: безопасность города: //«укрепи//, – говорит, – //вереи врат твоих»//, – удаление войны: //«полагая пределы твоя мир»//, – изобилие необходимого для жизни: //«и тука пшенична насыщаяй тя»//. Однако на дарование закона он указал, как на драгоценнейшее из всего. Желая показать, что получение закона и познание судеб Божиих есть дар, гораздо важнейший, нежели безопасность, мир, отсутствие войн, доброчадие и многочадие, и изобилие необходимого для жизни, он, поставив этот дар после всего, как венец и совокупность благ, присовокупил: **«не сотвори тако всякому языку»**. **«Тако»**, т. е. как? Изобилием и другими выше исчисленными благами часто наслаждались и многие, но не о вышесказанном, говорит, а о законе я сказал, что **«не сотвори тако всякому языку»**. Поэтому и прибавил: **«и судьбы своя не яви им».** Ты видишь, что закон важнее всех исчисленных благ.2. Это показал и Иеремия. Оплакивая бывших в плену, он говорил: //«Что, яко еси на земли вражии?.. Оставил еси источника премудрости»// [[old:var:03:10|(Вар. 3:10, 12)]], – разумея закон. Как источник изливает много ручьев во все стороны, так и закон дает всюду много заповедей, напояя нашу душу. Потом указывая на особенную честь, оказанную дарованием закона (пророк) говорил: //«сия премудрость не слышася в Ханаане, ниже явися в Фемане: и сынове Агарины... купцы... и взыскателю... не уве́деша путей ея, ниже помянуша стезь ея»// [[old:var:03:22|(Вар. 3:22–23)]]. И показывая то, что она духовна и божественна, говорит: //«кто взыде//, – говорит, – //на небо, ...и снесе́ ю»// [[old:var:03:29|(Вар. 3:29)]]? Потом прибавил: //«сей Бог наш, не вменится ин к нему. Изобре́те всяк путь хитрости и даде́ ю Иакову отроку своему и Израилю возлюбленному от него»// [[old:var:03:36|(Вар. 3:36–37)]]. Поэтому и Давид сказал: **«не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им»**. На это же указывая, и Павел писал: //«кое убо преимущество Иудеа? или кая польза обрезания? Много по всякому образу: первее бо, яко вверена быша им словеса Божия»// [[new:rim:03:01|(Рим. 3:1–2)]]. Видишь ли, как и он объяснил сказанное: **«не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им»**? Если преимущество иудейского народа состоит в том, что он один из всех людей почтен дарованием писанного закона, то, следовательно, Бог дал закон, не отягощая нашу природу, но оказывая ей честь. И не тем только почтил, что дал закон, но и тем, что дал его Сам. И точно, это самый высокий вид чести, что Он не только даровал (но и даровал Сам). **//Восемь слов на книгу Бытия. Слово восьмое.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Не сотвори тако всякому языку, и судбы Своя не яви им».** Ни одному из язычников не дал закона Моисеева, не дал пользоваться Пророками; одних Иудеев удостоил таковаго орошения; но они сделались неблагодарными Благодетелю, а язычники, от священных Апостолов прияв лучь мысленнаго света, познали Создателя своего, и воздают Ему непрестанное чествование. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им.** Никакому народу, заключает, не оказал Бог столь великого благодеяния и дара, какое оказал израильскому племени. И никакому другому народу не открыл повелений и законов и хотений своих, кроме одного Иудейского. Другим народам Бог дал естественный закон, написанный в совести их, при помощи которого человек может различать добро от зла; и по сему закону Бог будет судить язычников: потому что зная добро и зло по природе, они делали зло и не следовали добру. А израильтянам вместе с естественным законом дал и писанный, открывавший им суды и хотения Божии; почему Иудеи и будут судимы строже; так как в большей мере человеколюбие Божие бывает в последствии времени причиною большего осуждения для несовершенных, согласно с сказанным: те, которые не имея закона, согрешили не по закону, не по закону подвергнутся погибели (т. е. легчайшей), а которые согрешили имея закон, по закону подвергнутся осуждению (т. е. тягчайшему) [[new:rim:02:12|(Рим. 2, 12)]]. Того же //Феодорита//: Никому из народов не дал закона чрез Моисея и не доставил пользы чрез пророков. Но только их одних удостоил такового орошения (попечения), но они сделались неблагодарными к Благодетелю; а язычники, приняв зарю умственного света чрез святых апостолов, познали своего Творца и приносят Ему честь непрестанно. ===== Лопухин А.П. ===== **не сотвори тако всякому языку, и судбы своя не яви им.** См. Толкование на [[old:ps:147:08#lopuxin_ap|Пс. 147:8]] [<10>]