[<10>] ====== Толкования на Пс. 148:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновом Израилевым, людем приближающымся ему** См. Толкование на [[old:ps:148:13#svt_ioann_zlatoust|Пс. 148:13]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«И вознесет рог людей Своих».** Непреоборимым и славным явит народ Свой. Ибо «рогом» Пророк назвал крепость, взяв образ речи с животных вооруженных рогами, которыя в рогах поставляют свою крепость. **«Песнь всем преподобным Его».** Ибо уверовавших в Него делает не только крепкими, но и присночтимыми для всех. **«Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему».** Сею славою пользовался Израиль, когда близок был к Богу. А теперь прешла знаменитость вместе с благочестием, и Израильтяне лишились оной, а язычники возвеселены дарами Божиими. ===== Евфимий Зигабен ===== **И вознесет рог людей своих.** Благодарение, говорит, и славословие Господу приносится как на земле от людей, так и на небе от Ангелов; и Господь возрастит и увеличит рог, т. е. силу людей своих. Слова //Феодорита//: Ибо уже не небесные только существа поют, но и вся земля исполнилась ведением Бога; так как рогом назвал крепость, взяв в подобие рогатые животные, которые величаются оными, как своею крепостью. **Песнь всем преподобным Его.** Пениe, прибавляет, и славословие Господу приличествует преимущественно людям святым, т. е. посвятившимся Господу. Им-то особенно прилично хвалить Бога: потому что они более других знают величие и благодеяния Божии. Так и в [[old:ps:032:01#evfimij_zigaben|32м]] псалме сказано: правым подобает хваление, где и можешь найти изъяснение сего. **Сыновом Израилевым, людем приближающимся Ему.** Песнь, заключает, и славословие Богу приличны сынам Израилевым, т. е. людям близким и приближающимся к Богу не местом, но союзом веры, расположенностью любви, угождением и уподоблением Ему в добродетелях. Или исповедует, что слово и похвала последует за святыми рабами Божиими; поелику и они будут прославлены, как преподобные и посвятившие себя Богу, и как люди близкие и приближающееся к Богу по добродетели; почему все должны стараться быть святыми, т. е. уподобляться и быть преданными Богу, чего особенно достигают чрез уединенную жизнь. Ибо сделавшись такими они удостоятся славы от Бога и от людей. //Златословесного//: Сказал: песнь всем, т. е. похвала, не сказал просто: людям, но: преподобным Его; также, сказав: сынам Израилевым, прибавил: людям, приближающимся к Нему, чтобы чрез сию похвалу, чрез название людьми Его более не ослабить их, и чтобы, надеясь на сие только, они не вознерадели в душе о добродетели. Посему он говорит как бы так: когда вы приближаетесь к Нему, т. е. посредством дел, то вы достигнете великой славы: ибо кто старается приблизиться к Нему, тот может быть истинным Израилем, и ему будет песнь и слава, как прославляемому самим Богом и взаимно прославляющему Его. Ибо псалом сей, по словам //Феодорита//, предсказывает о подвигах, совершенных Маккавеями. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем приближающымся Ему** Израиль называется **людьми приближающимися**, потому что он народ священнический, близко связанный с Богом, народ завета. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И вознесет рог людий своих: песнь всем преподобным его, сыновом Израилевым, людем приближающымся ему** //"Рог"// - символ силы. Возвысить "рог" евреев - даровать им силу и значение, которые признаются и ценятся другими народами. Возвращение евреев из плена, построение Иерусалима и новая, независимая жизнь началась для них именно с момента поселения в Палестине. Этот момент наполняет их таким радостным чувством и настолько он знаменателен в их глазах, что к благодарению Господа приглашается вместе с евреями и весь мир. [<10>]