[<10>] ====== Толкования на Пс. 149:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем** Прежде частных благодеяний он ука­зывает на общее и далее приведенными словами внушает как бы следующее: благодари Бога за то, что Он произвел тебя несуществовавшего и вдохнул в тебя душу. Подлинно, немаловажен и этот вид благодеяния. Но здесь он внушает и еще нечто большее. Таким выражением он указывает не просто на сотворение, но на близость Израиля к Богу, и запове­дует благодарить не только за то, что Бог сотворил его, но и за то, что сделал его Своим народом. Видишь ли, как он приближает и прилепляет народ к Богу, желая, чтобы он не просто благодарил, но с радостью, с веселием и пла­менною душою? Все это он выразил словом: **«да возвеселится»**. Он требует от благодарящего такого расположения, чтобы он воспламенялся любовью, чтобы возбуждался усердием, чтобы весь предавался прославляемому Богу. То же выражает он и в дру­гом месте, когда говорит: //"как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже»//. И еще: //«возжаждала душа моя к Богу крепкому, живому»// [[old:ps:041:02|(Пс.41:2, 3)]]. И еще: //«возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя (стремилась) к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной»// [[old:ps:062:02|(Пс.62:2)]], или, как говорит другой переводчик (Симмах): //«в земле жаждущей»// (διψάδι). Желая вы­разить расположение и стремление души своей, он сравнивает ее с жаждущею землею, с жаждущею ланью. И в другом месте, высказывая словами это стремление, он говорит: //«когда приду и явлюсь лицу Божию?»// [[old:ps:041:03|(Пс.41:3)]] Таковы души святых, как, напр., душа Павла, которая воздыхала о том, что замед­лялся исход ее отсюда. **«И сыны Сиона да возрадуются о Царе своем»**. Видишь ли, что пророк, как я выше сказал, указывает здесь на близость, на то, что они были избранным народом Божиим? Потому он и прибавляет: **«о Царе своем»**. Бог был царем их не только по сотворению, но и по усвоению. **//Беседы на псалмы. На псалом 149.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем** См. Толкование на [[old:ps:149:01#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 149:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем».** Бог всяческих есть Бог всех, особенно же именовался Он царем Израильтян. Посему, когда Израильтяне стали болезновать неблагодарностию и просить, чтобы у них был другой царь; Бог говорит Самуилу: //«не тебе уничижиша, но Мене, еже не царствовати над ними».// ===== Евфимий Зигабен ===== **Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о царе своем.** Да веселится, взывает, поющий Богу новым образом новый Израиль, т. е. каждый христианин с одной стороны потому, что Бог сотворил его человеком, с другой, что чрез веру присвоил его себе и сделал его новым народом своим. Далее сыны Сионa суть сыны новозаветного евангелия, иначе христиане; они-то, взывает, пусть радуются и поют Господу, благодаря Его с радостью, как о получении от Него бытия, так и о близости к Богу, которой удостоились. Ибо Бог воцарился в них, как в своих сынах и друзьях, что составляет другой вид благодеяния. Не просто говорит, по словам //Златоуста//, благодари, но с удовольствием, веселием и пламенною душою: от благодарящего требуется расположенность, чтобы пламенел любовью, чтобы восхищался от удовольствия, чтобы народ при славословии Богу горел. //Феодорита//: Бог всяческих есть Бог всех, и особенно был царем израильтян. Потому-то когда они внезапно пали в недуг неблагодарности и стали просить себе другого царя, то Бог, от которого они отреклись, сказал Самуилу: они не тебя уничижили, но Меня, отреклись от Моего царствования над ними. [<10>]