[<10>] ====== Толкования на Пс. 149:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему** Посмотри, как и здесь видно согласие. **«Хором»** составляются для того, чтобы все вместе и еди­ногласно возносили славословия. Тоже внушает и Павел, когда говорит: //«не будем оставлять собрания своего»// [[new:evr:10:25|(Евр.10:25)]]. То же озна­чает и сама молитва, которая возносится всеми вместе: //«Отче наш, сущий на небесах!.. и прости нам долги наши...: и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»// [[new:mf:06:09|(Мф.6:9]], [[new:mf:06:12|12, 13]]; [[new:lk:11:02|Лк.11:2, 4)]], и в которой употребляется множественное число. Так и в древности люди были научаемы петь и славить Бога согласно, чтобы всеми способами они располагались к любви и едино­душию. **«Под тимпан и псалтирь да поют Ему»**. Некоторые, принимая названия этих орудий в переносном смысле, говорят, что тимпан требует умерщвления на­шей плоти, а псалтирь обращения к небу, потому что это последнее орудие приводится в движение сверху, а не снизу, как гусли. Но я сказал бы, что древние были руководимы этими орудиями по причине грубости души их и потому, что они не­давно отстали от идолов. Подобно тому, как жертвоприноше­ния, так и это Бог дозволил им из снисхождения к их немощи. Итак, пророк заповедует здесь петь с радостью. Это означают слова: **«да восхвалят имя Его хором»**, – с согла­сием, с чистою жизнью. **//Беседы на псалмы. На псалом 149.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему** См. Толкование на [[old:ps:149:01#svt_ignatij_brjanchaninov|Пс. 149:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему».** На всяком мусикийском орудии, говорит Пророк, по закону нашему, будем песнословить Благодетеля. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему.** Все, продолжает, христиане—сыны нового Сиона да поют имени Господа в лике, т. е. в соединении и согласии, дабы сие согласие в песнословии произвело в них единение и согласие любви и единодушие и единоумие. Итак, древнему еврейскому народу позволено было петь Богу при музыкальных орудиях, как здесь говорит Давид, как им же позволено было и приносить в жертвы животных, по причине слабости ума их и склонности к удовольствиям. А для нашего христианского народа тимпан есть умерщвление плотских, по словам //Оригена//, удовольствий; как и тимпан делается из кожи мертвого животного. Псалтирь же для нового народа есть вдохновение свыше от благодати Духа; так как и псалтирь в верхней части своей издавала голос или звук; тимпан есть действие, а псалтирь— созерцание; почему мы должны петь Богу действием и созерцанием, умерщвляя страсти и свыше от Бога получая внушение. Об изъяснении псалтири в высшем значении мы говорили в [[old:ps:032:02|32м]] псалме при изъяснении слов: на десятиструнном псалтири пойте Ему; а равно и в предисловии, смотри 6ю главу оного. //Златословесного//: Потому-то все вообще и единодушно воссылают хвалы и как бы одними устами одно хваление приносится царю. Это показывает и Павел, говоря: не будем оставлять собрания своего. И самая молитва: Отче наш, указывает на то же, что она должна быть возносима всеми совокупно; так как везде употребляется в ней множественное число. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему** **В лице**, в хороводе, при религиозных плясках [[old:2ts:06:start|(2 Цар. 6]] ср. [[old:1ts:18:06|1 Цар. 18:6)]], которые, кажется, происходили иногда при торжественном богослужении. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему** //"Хвалить с ликами"// - хвалить хором. [<10>]