[<10>] ====== Толкования на Пс. 149:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех** Здесь он описывает войну с ликованием и говорит, что, если они будут петь и славословить Бога, то одержат победу. **«Величаниями»** называет он славословия, песнопения, благодарения. Поэтому другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), вместо **«величания»**, сказал: //«славословия»// (ύμνολογίας). **«Чтобы совершить мщение над народами, наказание над племенами»**. Что это зна­чит? Так как враги, победившие иудеев, во все время (плена) оскорбляли их, то он обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи иудеев доставляли победу врагам их. Когда они достаточно были наказаны, то человеколюбивый Бог одним мановением произвел в обстоятельствах их чудную пере­мену. И посмотри на превосходство победы. **//Беседы на псалмы. На псалом 149.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-7 **«Возношения Божия в гортани их».** Всегда проповедуют они Божии благодеяния, песнословя Виновника оных. **«И мечи обоюду остры в руках их:» «Сотворити отмщение во языцех, обличение в людех».** Побеждать во бранях не означает чего-либо противоположнаго покою; потому что одерживать победу приятнее всякаго покоя. Предсказывает же сим мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян. ===== Евфимий Зигабен ===== **Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их.** Сии слова дают такую мысль, что поющие Богу израильтяне будут иметь брань с врагами своими; и что песнословия и славословия будут в устах их, мечи же и орудие будут в руках их, которыми поразят и посекут воюющих против них врагов. По словам //Афанасия//, Апостолы устами проповедовали высокое Евангелие, а действиями производили такие чудеса, которыми истребляли всю вражескую силу. Слова //Василия//: Много возношений Богу, возношение в познании и ведении и в исполнении величий Божиих, и в созерцании судов Его; почему и сказано о праведниках: возношения Божии в гортани их. Далее, поелику с правотою созерцания соединено и напряжение в деятельности, то посему и говорит: и мечи обоюдоострые в руки их, т. е. рассуждения, отсекающие от души и искореняющие в ней страсти. //Оригена//,: Меч обоюдоострый в руках готовых наказывать за всякое неповиновение, ниспровергающих всякую высоту, возвышающуюся против познания Божия, есть слово изощренное и, по словам //одного//, за истину, а по словам //другого//—противу лжи, и по словам //Никиты//, быть может, мечи, не с одной стороны изощренные, но на обе стороны острые и двуустные, двухлезвийные, суть слова из Ветхого и Нового Завета, сильные чрез действия их. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их** Устами он должен прославлять Бога в песнях, но из рук не должен выпускать меча, т. е. не забывать указанной Богом в законе заповеди уничтожать язычество и исполнять над ним произнесенный Богом приговор ему. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Сергий Терновский ===== **Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их** См. Толкование на [[old:ps:149:05#prot_sergij_ternovskij|Пс. 149:5]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-9 **Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех: связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными: сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным его** //Да будут уста Израиля всегда полны славословия Богу, а руки да готовят меч, чтобы совершить над народами "суд писанный"// //"Да будут славословия Богу в устах их"//, т. е. да останутся евреи всегда первыми чтителями своего Господа. В этом - основное условие их земного величия, силы и непобедимости. Тогда меч в их руках будет грозным для их врагов, языческих народов, которые не устоят пред ними, но будут побеждены и обращены в рабов. Под условием верности и преданности Иегове евреи явятся орудиями в руках Господа для совершения того суда над народами, который написан в книгах закона и возвещен через Моисея ([[old:vtor:32:35|Втор XXXII:35]]). Эта честь - быть судьей над язычниками - принадлежит всем //"святым Его"//, т. е. евреям, под указанным условием. Но, как известно, еврейский народ не сохранил верности своему Господу, чем и лишил себя этого права и чести, которые перешли и осуществляются уже новым Израилем - христианами, и не в форме грубого, военного преобладания, а в виде отсечения и уничтожения среди язычников их ложных верований и грубочувственного строения жизни. [<10>]