[<10>] ====== Толкования на Пс. 149:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным его** Что значит: **"суд преднаписанный»**? Явный, всеми признаваемый, такой, ко­торый не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, **«Слава сия будет на всех преподобных Его»**. Какая слава? Слава по­беды, или – лучше, – не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о **«преподобных»**, возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне ка­жется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь. **//Беседы на псалмы. На псалом 149.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Сотворити в них суд написан».** Как законно поступили они со врагами, сие предано писанию, и слава их до сего дня пребыла приснопамятною. Ибо Пророк присовокупил и сие: **«Слава сия будет всем преподобным Его».** Святость жизни есть матерь славы, делатели ея соделаются чрез то приснославимыми. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотворити в них суд написан** (явный и неизгладимый). Для того, наконец, израильтяне, объясняет, будут славословить Бога устами и сражаться с народами руками, чтобы Бог чрез них произвел осуждение и праведную погибель враждовавших против народа Его язычников и за народ свой, бывший в борьбе с ними, отмстить и заступиться, каковое осуждение и отмщение будет написано в книгах, в память всему настоящему веку или неизгладимо написано в сей жизни и как бы на столпе. //Златословесного//: Что значит написанный? Очевидно объявленный, который не может быть предан забвению. Ибо дела Божии таковы: они и по великости совершенств и по чрезвычайности чудодействия продолжаются во все время. Таковая, говорит, победа как бы всем известна, и так явна, что как бы была написана и никогда не может изгладиться. **Слава сия будет всем преподобным Его.** Сия. Какая? Та, что евреи имели победить соседственные народы, или лучше сказать, победить столь необыкновенным и удивительным образом при помощи, по словам Златоуста, и содействии Божием. Таков смысл сего псалма в историческом отношении! А в высшем значении он изъясняется следующим образом. Похвалятся преподобные славою; это, по изъяснению //Златоуста//, разумеется о будущей их славе: ибо ничего не стоят, по учению Павла, нынешние временные страдания в сравнении с тою славою, которая имеет открыться в нас [[new:rim:08:18|(Рим. 8, 18).]] Такая слава есть крест, как сказано: а меня сохрани Бог от того, чтобы хвалиться, разве, только крестом Господа нашего Иисуса Христа [[new:gal:06:14|(Гал. 6, 14)]], и еще: ныне (во время креста) прославился Сын человеческий! [[new:in:13:31|(Иоан. 13, 31).]] Далe Давид похваляет кротких и преподобных, чтобы побудить и нас к кротости и преданности Богу. И возрадуются на ложах своих, т. е. в уготованных им вечных небесных обителях и всегдашних жилищах, как изъясняет //Златословесный//. Под возношениями Бога мы разумеем богоприличные в песнях и богословии превозносящие Бога выражения. Мечем обоюдоострым, то есть самым острым, означает крест Господень, как разрушающий и уязвляющий полчища бесов. Под мечем же должно понимать и жизнь Апостолов и преемников их, как изощренную словом и делом, или деятельностью и созерцанием. Произвесть отмщение народам, это выражает образ поведения апостолов, которые так поступали с тою целью, чтобы освободить народы от рабства и жестокой власти диавола, и обличить племена Иудейские, как беззаконные и богоборные и слепотствовавшие при свете истины, и чтобы связать царей сих народов и славных их узами железной, по словам //Афанасия//, веры, страха и любви к Богу. А если их связали апостолы и преемники их, то не гораздо ли более—будущих последних язычников и царей их? Или царями и славными у язычников называет царствовавших над ними бесов и получавших от них славу и честь. Руки у сих бесов связали апостолы узами бессилия. Произвесть между ними суд написанный—это также сделали апостолы: они-то имели написать народам суды и писанные законы богоугодной, по словам //Афанасия//, жизни. Слава сия будет всем поступающим так. Какая сия? Та, что апостолы, по изъяснению того же //Афанасия//, могли совершить столь великие дела. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его** **Суд написан** ср. [[old:vtor:32:start|Втор. 32]] и д. Во время плена Господь сотворил отмщение Израилю; теперь же, согласно обетованию, должен наступить решительный суд над язычниками; Иудеи, конечно, едва ли могли предугадывать, что этот, который совершил Мессия, некогда главным образом будет духовный; ср. [[new:in:05:22|Ин. 5:22]]. Ст. 7–9 дают основание заключать, что во время написания этого псалма положение возвращенных было очень благоприятное, иначе трудно было бы объяснить столь смелые надежды, которые, впрочем, основывались на пророческих обетованиях. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным его** См. Толкование на [[old:ps:149:06#lopuxin_ap|Пс. 149:6]] [<10>]