[<10>] ====== Толкования на Пс. 150:1 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** Это же есть хвала Богу, воздаваемая всеми святыми, как выражает мысль сию последним псалом, говоря: «**хвалите Бога во святых Его**», где словами: «**утвержение силы**» обозначается неотъемлемость блага, и словами: «**силы Божии**» дается разуметь, что над естеством не владычествует уже порок. См. также Толкование на [[old:ps:145:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 145:1]] //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** Здесь пророк говорит или о народе, или о святой жизни и святых мужах. Смотри, как он оканчивает книгу благодарностью, научая нас, что это должно быть и началом и концом наших действий и бесед. Так и Павел говорит: //«всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца»// [[new:kol:03:17|(Кол. 3:17)]]. Так же начинается и наша молитва. Говорить: //"Отче наш"// свойственно тем, которые благо­дарят за полученные дары, означая все дары одним этим названием. Кто назвал Бога //"Отцом»//, тот исповедал усынов­ление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправда­ние, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом. Впрочем, мне кажется, про­рок указывает здесь еще на нечто другое: **«во святых Его»**, гово­рит он, т.е. чрез святых Его. Благодарите Его за то, что Он так устроил жизнь, или: что сделал людей ангелами. Потому, сказав наперед:** "во святых",** пророк прибавляет **«хвалите Его на тверди силы Его»**, выражая то, что я сказал, так как этого Бог желает более, нежели того, и небо сотворено для человека, а не человек для неба. Другой переводчик (Симмах), вместо: **"на тверди"**, говорит: //«в неистребимом»// (τω ακαθαιρέτω). Третий (Акила): //«во утверждении державы его»// (κράτυς). Мне кажется, что пророк указы­вает и еще на нечто другое, как и в предыдущем псалме. Как там он сказал: //«хвалите Его, все Ангелы Его»// [[old:ps:148:02|(Пс. 148:2)]], так и здесь: **«хвалите Его на тверди силы Его»**, т.е. находящиеся на тверди Его. Он непрестанно призывает горния силы к участию в славо­словии. **//Беседы на псалмы. На псалом 150.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** Достойно внимания, во-первых, то, что Пророк приглашает хвалить Святых вообще, а не некоторых из Святых в частности. Отсюда можно заимствовать наставление, не излишнее для тех, которые к одному из Святых, по его славе или по дознанной на себе его помощи, прилепляются не только преимущественною любовию, что надлежало бы признать справедливым и естественным, но как бы исключительною, простертою до невнимания к другим праведникам. Если заповедь Божия повелевает нам любить всех человеков, не смотря на то, что в некоторых из них и не любезныя качества встречаются: то кольми паче должно и свойственно любить всех Святых, которых все качества и действия достойны любви и благословения. После сказаннаго, теперь не трудно признать в разсматриваемом нами изречении Псалмопевца другую поучительную знаменательность выражения. Он приглашает не просто хвалить Святых, но хвалить их так, чтобы в них прославляем был Бог. **Хвалите Бога во святых Его**. Святые суть сосуды благодати. Но чья в них благодать? Не их, а Божия. И хотя она дана им от Бога, соответственно их вере, любви, подвигам; и хотя совершившиеся Святые утверждены в благодати на веки: но при всем том она не сделалась их собственностию, а пребывает Божиим дарованием, Божиею в них собственностию. Посему и не имеют они власти употреблять ее по своему произволу, и не пожелают так употреблять ее, по своему смирению и преданности воле Божией, употребляют же только по воле Божией. Итак если ты приближаешься к Святому, не одушевляясь в то же время верою и усердием к Богу: то и надлежит опасаться, что ты прикоснешься только к сосуду благодати, а заключенной в нем благодати не достигнешь. Если же приступая с молитвою к Святому, в то же время чрез него приступаешь с верою к Богу: то преклоняешь к себе и сосуд, и заключенную в нем благодать; молитва Святаго восходит к Богу, и возносит твою молитву; благоволение Божие нисходит, дарование Божие во Святом движется, и, по мере твоей веры, орошает твою душу; благословение Божие осеняет твои мысли и дела, и твои во благих желания исполняются. **//Слово в день памяти преподобного Сергия. 1849 г.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** **«Аллилуия, Аллилуия».** И это – победная песнь; предсказывает же будущее у всех людей Боговедение. **«Хвалите Бога во Святых Его».** Это – достаточное побуждение к песнопению. Если в повод к благодарению повелено нам брать и растения, и зверей, и гадов; тем паче справедливо взирать на Святых, и песнословить Бога их. Ибо кто, изучая деяния блаженнаго Павла, или богомудраго Петра, или божественнаго Иоанна, или других Апостолов, или добропобедных мучеников, или ныне подвизающихся в добродетели, не подвигнет язык свой к песнопению Даровавшаго людям такое обилие благ? **«Хвалите Его во утверждении силы Его».** А //Симмах// перевел так: //хвалите Его в неприступной твердыне Его//; потому что один имеет твердую, негиблющую, вечную державу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** **Хвалите Бога во святых Его** Хвалите, так начинает, и славьте Бога за святых Его, т. е. за то, что Он жизни людей даровал такое святое благоустройство, что она, по словам Златоуста, из людей сделала их ангелами. **Хвалите Его во утверждении **(за твердь)** силы Его** Т. е. хвалите Его за твердь, созданную так божественною Его силою. Под твердью же разумеет второе небо, как созерцаемое и возбуждающее удивление своим величием, красотою и проч. Заметь порядок наблюдаемый пророком, поелику на земле святые люди достойны большей чести, чем все другие твари; а после них и видимое нами небо. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** Псалмопевец призывает весь мир (//всякое дыхание// – причем конечно первее всего разумеется Израиль) к торжественному прославлению Бога, Который присутствует среди Своего народа, во святилище на Сионе (**во святых**) и царствует высоко на небесах (**во утверждении силы**, на тверди небесной). Предметом такого прославления должны быть великие дела Божии (**силы**), Его безмерное величие, открывающееся как в мироуправлении, так в особенности в Его исполненном милости отношении к Израилю. **Во святых** – разумеют то небесное, то земное святилище Божие. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его** //Хвалите Бога, пребывающего во святыне на тверди, за все Его могущество и величие// "Святыня" Господа - святое место, где Он пребывает, т. е. в храме или на небе, как местах особенного Его присутствия. [<10>]