[<10>] ====== Толкования на Пс. 150:4 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 4-6 **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа** Отложив всякое земное мудрование, все не издающее гласа и послушания, в велегласии тимпанов, с небесными ликами сочетавает звук собственных струн (струнами же, натянутыми в орган, будут в каждой добродетели непоползновенность и непреклонность к пороку; отчего произойдет прекрасное созвучие кимвала и струне); когда звук кимвалов возбудит усердие к Божественному ликостоянию (чем, кажется мне, объясняет Пророк связь нашего естества с Ангелами, именно говоря: "**хвалите**" Господа **"в кимвалех доброгласных**", потому что таково собрание, разумею, естество ангельское и человеческое), когда человеческое естество будет возведено в первоначальный свой жребий, и при взаимном своем столкновении издаст сладостный глас благодарения, и друг через друга и друг после друга непрестанно будут воспевать благодарность, приносимую Богу за человеколюбие (так как на сие указывает соединение кимвала с кимвалом: один кимвал есть премирное естество Ангелов, а другой кимвал – разумная тварь, человек, только грех разделил их друг с другом): посему, когда человеколюбие Божие оба лика снова сопряжет между собою: тогда, из двух став едино, возгласят оную песнь, как говорит великий Апостол: «//всяк язык исповесть небесных и земных и преисподних яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца//» [[new:fil:02:11|(Фил. 2:10–11)]]. По совершении сего, когда враг уничтожен, звук кимвалов сих, издаваемый обищим собранием, провозгласить победную песнь. А по конечном уничтожении и приведении врага в небытие, во веки всяким дыханием равночестно совершаться будет непрерывная хвала Богу. Ибо так как «//не красна похвала во устех грешника//» [[old:prsir:15:09|(Сир. 15:9)]], грешника же тогда не будет, потому что не будет и греха; то, без сомнения, в веке том «**всякое дыхание восхвалит Господа**». Когда в один лик устроится вся тварь из всех горних и дольних, и тварь разумная, даже разделенная ныне грехом и несогласная между собою, по нашем согласии, подобно кимвалу, издаст добрый глас; когда стекутся вместе и ангельское и наше естество, из слияния сего составившийся Божии полк, при поражении врагов, провозгласит победную песнь Победителю: тогда от всякого дыхания вознесется хвала, на всегда продолжающая милость, и своим приращением непрестанно увеличивающая блаженство, разумею то истинное блаженство, при котором бездейственно гадающее о ведении разумение, бездейственна также и упованием поощряемая наша деятельность; заступит же их место неизреченное, недомыслимое, всякого разумения превысшее состояние, которого и око не видело, и ухо не слышало, и сердце человеческое не вмещало [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. Ибо так Божественный Апостол определил блага, уготованные в святыне. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:150:03#svt_ioann_zlatoust|Пс. 150:3]] ===== Прп. Нил Синайский===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** Сказано: **«хвалите Его во струнах и органе»** [[old:ps:150:04|(Пс. 150:4)]]. Многие струны, стройно одна к другой приложенные и расположенные так, что каждая по правилам музыки занимает свое место, – это многие Божии заповеди и различные догматы, не имеющие никакого между собою разногласия. Орган же, все это в себе объемлющий, есть христолюбивая душа мудрого. **//Письма на разные темы. Сосандру, главному правителю дел.//** ---- Кто по причине грехов ударяет себя в грудь, о том можно сказать, что хвалит Он Бога **«в тимпане и лице»** [[old:ps:150:04|(Пс. 150:4)]]. Ибо, с сокрушением бия в перси, делая соучастником молитвы целый лик слезных помыслов, обмакну в трость покаяния в сосуд с черными, как ночь, слезами, источенными от скорби и печали, написав на раскрытой хартии сердца своего прошение и представив его Господу, не будет он уничижен Иисусом Христом, умершим за грешников. **//Письма на разные темы. Кириону.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:150:03#prp_isidor_pelusiot|Пс. 150:3]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:150:03#prp_maksim_ispovednik|Пс. 150:3]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:150:03#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 150:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **хвалите Его в тимпане и лице **(хором)**, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:150:03#evfimij_zigaben|Пс. 150:3]] ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** **Тимпан** – тамбурин, литавры, бубны, употреблявшиеся при пляске. **Орган** – музыкальный инструмент вообще и чаще всего – струнный; по евр. – гюгаб – пастушеская свирель, флейта. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе** См. Толкование на [[old:ps:149:03#lopuxin_ap|Пс. 149:3]] [<10>]