[<10>] ====== Толкования на Руфь 1:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских** //Переселение вифлеемлянина Елимелеха с семьею в землю моавитскую и бедствия, постигшие там эту семью// Время описанных в книге Руфь событий определяется общими и неопределенными датами: //"когда управляли судьи"//, т. е. в один из моментов периода Судей (обнимавшего, по [[new:act:13:20|Деян XIII:20]], 450 лет), и когда: //"случился голод на земле"// (т. е. в Палестине, земле Израиля), многократно посещавший Святую землю в библейские времена (напр., [[old:gen:12:10|Быт XII:10]]; [[old:gen:26:01|XXVI:1]]; [[old:gen:45:06|XLV:6]]; [[old:2ts:21:01|2 Цар XXI:1]]). Обе даты имеют не столько //хронологический// смысл, сколько указывают на //характер// времени Судей, на отсутствие тогда у евреев централизующей власти государственной (ср. [[old:sud:17:06|Суд XVII:6]]; [[old:sud:18:01| XVIII:1]]; [[old:sud:19:01|XIX:1]]; [[old:sud:21:25|XXI:25]]), когда каждый член народа был предоставлен себе самому и в пору общественных бедствий - голода (как здесь), неприятельских набегов и т. п., должен был действовать на свой страх, сам обеспечивая себе благополучие (ср. [[old:sud:18:01|Суд XVIII:1]]); подобным образом и поступает здесь Елимелех, оставляя родной Вифлеем и удаляясь с семьей на чужбину, в землю моавитскую, "чтобы пожить (там) в качестве пришельца" (еврейский глагол gur, ср. [[old:gen:12:10|Быт XII:10]]; [[old:gen:19:09|XIX:9]]; [[old:gen:20:01|XX:1]]; [[old:sud:17:07|Суд XVII:7]]; [[old:sud:19:01|XIX:1]]; [[old:pier:04:15|Плач IV:15]]; отсюда "ger" - пришелец, прозелит). Раввинское толкование справедливо порицает Елимелеха за оставление своих "собратьев" (сограждан, единоплеменников), усматривая в злоключениях и смерти Елимелеха на чужбине Божественное наказание ему за оставление святой земли (D. Midrasch Ruth Rabba, in deutsch. übertragen v. A Wünsche, Leipzig, 1883, s. 15). Напротив, раввинские попытки определения времени переселения Елимелеха произвольны и неудачны, напр., полагали это событие на время Варака и Деворы [[old:sud:04:start|(Суд IV-V)]], причем в "судьях" (schophetim) Pyфь I ст. 1 видели указание на Девору, Варака и Иаиль), - на время судьи Аода [[old:sud:03:start|(Суд III)]], в современнике которого Еглоне, царе моавитском, видели отца моавитянки Руфи; относили также ко времени судьи Есевона (преемника Иеффая), с которым отождествляли Вооза, на том основании, что оба жили в Вифлееме ([[old:ruf:02:01|Руфь II:1]] и д., ср. [[old:sud:12:08|Суд XII:8]], [[old:sud:12:10|10]]) и т. д. (Midr. Ruth Rabba, s. 10. 19). В действительности единственной точкой опоры для установления времени описываемых в кн. Руфь событий может быть только родословие Давида, приведенное здесь [[old:ruf:04:17|(Руфь IV:17-22)]]: по нему Давид был правнук Вооза и Руфи через Овида и Иессея, следовательно, период времени, протекший от событий книги Руфь, равен приблизительно ста с лишним годам, что подтверждается и свидетельством Иосифа Флавия, который относит переселение Елимелеха (Ἀβιμέλεχος, по Иосифу Флавию) к годам правления судии и первосвященника Илия (Иудейские Древности V, 9, §§ 1-4). - Вифлеем (евр. Bet-lechem - "дом хлеба"), прежде [[old:gen:35:16|(Быт XXXV:16]], [[old:gen:35:19|19]]; [[old:gen:48:07|XLVIII:7)]] называвшийся Ефрафа (евр. Ephratah - "плодоносная"), но и впоследствии сохранявший древнейшее название с синонимичным ему по значению позднейшим ([[old:ruf:04:11|Руфь IV:11]]; [[old: mih:05:02|Мих V:2]], евр. 1), лежал, судя уже по названию, в одной из самых плодородных местностей Палестины; по Евсевию и блаж. Иерониму, в 6 римских милях, т. е. около 8 верст (римская миля равна 694 саж.), к югу от Иерусалима (Onomastic. 260; русск. перев. Прав. Палест. Сбора, вып. 37-й с. 41), что вполне подтверждается расстоянием теперешнего селения Вифлеем, по-арабски Бет-лам (с 7000 исключительно христианского населения), от Иерусалима (см., напр., //Guerin//, Description de la PaIestine 1868, I, 120 sqq. Ср. проф. А. А. Олесницкого, "Святая Земля", т. II (Киев, 1878 г.), с. 73 и д.). К евангельскому времени и, конечно, гораздо ранее Вифлеем обычно назывался городом Давидовым [[new:lk:02:04|(Лк II:4]], [[new:lk:02:11|11)]], не без влияния рассказа книги Руфь (ср. [[old:ruf:04:17|IV:17-22]]). В отличие от другого Вифлеема - в колене Завулоновом [[old:nav:19:15|(Нав XIX:15)]], Вифлеем, будущая родина Давида, назван здесь, [[old:ruf:01:start|Руфь I:1]] и в [[old:1ts:17:12|1 Цар XVII:12]]; [[old:mih:05:02|Мих V:2]], Вифлеемом Иудейским, слав. //Вифлеем Иудин// (евр. Веt-lechem Iehudah). **//Толковая Библия.//** [<10>]