[<10>] ====== Толкования на Соф. 1:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Слово Господне, иже бысть к Софонии сыну Хусиину, сыну Годолиину, Амориину, Езекиину, во дни Иосии сына Амоса1, царя Иудина** Итак, (буду излагать подробно то, что полезно читателям) царствовал некогда в Иерусалиме Езекия, муж весьма преданный Богу, ревнитель благочестия, блюститель правды, враг заблуждения и истребитель вредного идолослужения. Это ясно засвидетельствовало о нем и Священное Писание. Когда он царствовал в Иерусалиме, сделал нашествие Сеннахирим, владыка Ассирийский, взял Самарию и переселил Израиля, то есть десять колен, в горы Персов и Мидян. Но предав пламени немалое число городов царства Иудейского, он не мог овладеть Иерусалимом, находившимся под защитой Божией. Потом, после смерти Езекии, царскую власть получает сын его Манассия, который был так нечестив, что не оставил без исполнения ни одного вида нечестия. О нем в четвертой книге Царств написано так: //«и сотвори лукавое пред очима Господнима, и хождаше вслед мерзостей языков, ихже отрину Господь от лица сынов Израилевых. И обратися, и созда высокая, яже разори отец его Езекиа, и воздвиже жертвенник Ваалу, и сотвори дубравы, якоже сотвори Ахаав царь Израилев, и поклонися всей силе небесней, и поработа им. И созда олтарь в дому Господни, якоже рече: во Иерусалиме положу имя мое. И сотвори олтарь всей силе небесней, на дву дворех дому Господня: и провождаше сыны своя чрез огнь, и вражаше, и волшвения творяше»// и т.д. [[old:4ts:21:02|(4Цар.21:2–6)]]. За такие нечестивые дела Манассии наконец вознегодовал Бог и стал угрожать навести на Иерусалим гнев Свой. Написано же об этом так: //«и глагола Господь рукою рабов своих пророков, глаголя: за сия, елика сотвори Манассиа царь Иудин мерзости сия лукавыя..., се, аз наведу злая на Иерусалим..., и простру на Иерусалим меру Самарийскую..., и предам их в руки врагов их»// [[old:4ts:21:10|(4Цар.21:10–14)]]. И угрожал Бог, что Он наведет это на жителей Иерусалима в непродолжительном времени. Когда же умер Манассия, воцарился сын его Амон, который нисколько не уступал отцу в безбожной жизни, напротив, до такой степени соперничествовал с ним в нечестии, что наконец, кажется, даже превзошел его. Когда же и он умер, воцарился Иосия, сын его, который, впрочем, был подражателем благочестия Езекии и ревностным любителем его нравов. Так он разорил жертвенники и капища и очистил божественный храм от мерзостей Манассии, и повелел священнослужителям совершать установленное во славу Божию по закону. Кроме того предал огню колесницу солнца, изгнал из Иерусалима лжепророков, птицегадателей, волшебников и знахарей. Предав мечу немалое количество жрецов, сжег их на жертвенниках идолов и ниспроверг жертвенник телиц Вефильских, который устроил Иеровоам. Поскольку он был так предан Богу, то Бог отложил гнев Свой и (при нем) не привел в исполнение ни одну из угроз своих. Когда же умер и Иосия, воцарился Иоахаз, которого победил и сделал узником фараон Нехао, увенчав царской честью Иехонию, другого сына Иосии. И когда царствовал сей последний, в Иудею вторгся Навуходоносор, который, опустошив всю страну, взял Иерусалим, предал пламени божественный храм и отправил в свою страну вместе со священными сосудами в качестве военнопленных Иуду и Вениамина. Надобно знать, что Вавилонянин жестоко сокрушил и разрушил и города иноплеменников, лежавшие при море, разумею Газу и Аскалон, и другие с ними, – также Идумеев и Аммонитян; ибо пророческое слово вспоминает и об этом. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Слово Господне, которое было к Софонии, сыну Хусия, сыну Годолии, сыну Амории, сыну Езекии, во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского** //LXX переводят также. Евреи передают, что если в оглавлении книги указывается имя отца или деда какого либо пророка, то последние также были пророками. Посему и Амос, один из двенадцати пророков, который говорит: //Я не пророк, ни сын пророка, но пастырь коз, собирающий сикоморы// [[old:am:07:14|(Амос. 7:14)]] в оглавлении книги не имеет имени отца. Если это предание верно, то пророк Софония рожден, так сказать от имени пророческого и от славного поколения предков своих, ибо имел отцом Хузи, дедом – Годолию, прадедом – Амарию и прапрадедом – Езекию, и такого рода четверичную колесницу он сам дополнил как бы после всех явившийся возница. Имя Софонии одни переводили: высокое место для наблюдения, другие: тайна Господня. Впрочем, толкуется ли это имя как вышка для наблюдения, или как тайное Господне, и то, и другое одинаково подходит к пророку. В самом деле, ведь, и Иезекиилю говорится: //сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву// [[old:iez:03:17|(Иез. 3:17)]]. И в другом месте: «Нe сделает Господь ничего другого, кроме того, что откроет учение Свое рабам своим пророкам»; а оглавление Псалма девятого переводится словами: о тайнах Сына. Таким образом тот пророк, который был поставлен на страже в местах возвышенных и знал тайны Господа, был сыном Хузи, что значит смирение или: эфиоп мой, (о чем мы будем иметь рассуждение после), а дедом имел Годолию, что значит величие Господа, а прадедом – Амарию – [имя] переводимое словами: слово Господа, прапрадедом же – Езекию, что значит крепость Господня. Итак от крепости Господней родилось слово Господне, а от слова Господня – величие Господне, а от величия Господа родилось смирение, так что когда кто либо достигнет до совершенства, тот скажет //я недостоин называться апостолом// [[new:1kor:15:09|(1Кор. 15:9)]], и оные слова Псалма: //Господи, не возвышалось сердце мое, и не возносились очи мои// [[old:ps:130:01|(Пс. 130:1)]]. До этого места мы как бы легким движением и как бы по гладкой равнине бежали, чтобы натолкнуться на то, что имя Хузи переводится также словами Эфиоп мой. Ибо каким образом после столь многих добродетелей имя Эфиоп может послужить к восхвалению? И действительно, если бы Писание говорило Хус, т. е. Эфиоп, то вопрос оказывался бы неразрешимым, потому что Хус родился от Хама. Но к имени Хузи, что значит Эфиоп мой невидимому заключается таинство: ибо тот, кто был некогда Эфиопом, обратился к покаянию (соответственно сказанному: //Эфиопия прострет руки свои к Богу// [[old:ps:067:32|(Пс. 67:32)]] и в другом месте: //Пред лицем Его падут Эфиопляне// [[old:ps:071:09|(Пс. 71:9)]]; он будет говорить вместе с невестою: //Я, дочь Иерусалима, черна, но// [или: и] //красива// [[old:pp:01:04|(Песн. 1:4)]]. И в книге пророка Иеремии мы читаем, что Авдимелех, евнух Эфиопский был угоден Богу [[old:ier:38:start|(Иер. 38:7–11)]], и в Деянии Апостолов говорится, что Эфиоп, евнух царицы Кандакии имел такое прилежание к слову Божию, что читал в колеснице и приходил в Иерусалим для поклонения Богу в храме Его [[new:act:08:37|(Деян. 8:27–31)]]. Посему такая вера увенчивается достойною наградою. К нему посылается евангелист Филипп, и он тотчас научается, получает крещение и спасается. И называется он не просто евнухом, а с прибавлением муж: «евнух муж Эфиоплянин». В самом деле, так как он был евнухом Христовым и сделался евнухом ради царства небесного, то и не утратил названия мужа. Естественно также и то, что Софония, сын Хузи, т. е. Эфиопа, в следующих книгах пишет о покаянии эфиопов, говоря: «Чрез реки Эфиопии, откуда Мне будут приносить жертвы». Это о происхождении Софонии, который пророчествовал в дни Иосии. Но как дни те, которые были просвещены Илиею, называются днями Илии, так и дни Иосии, который восстал к Господу (ибо слово Иосия значит восстание Господне) и был муж праведный; о похвальных деяниях его пишется в историях Царств и Паралипоменон [[old:4ts:21:start|(4Цар. 21–23]]; [[old:2par:33:start|2Пар. 33–35)]]. А отцом его был Аммон и дедом – Манассия [[old:4ts:21:start|(4Цар. 21:18–24)]]. Мы читаем, что Манассия после многих преступлений и после плена в Вавилоне принес покаяние и, обратившись к лучшему, получил от Господа милосердное прощение. Посему и сына своего назвал именем соответственным (ἐπώνιμον) вере своей, которою он веровал Богу, т. е. Аммон, так как аmmon (אמון) значит вера. //Вместе с тем обрати внимание и на то, что уже не перечисляются здесь, как выше было, цари десяти колен, т. е. цари Израильские, а только цари Иудейские; потому что десять колен во время царя Езекии, отца Манассии, были отведены в плен Ассириянами [[old:4ts:17:23|(4Цар. 17:23)]]. Это заключается в приступе и в оглавлении Софонии относительно происхождения [его] и времени [пророчества]. Теперь же посмотрим, что содержится в самом пророчестве.// **//Толкование на пророка Софонию.//** [<10>]